АМФИБИЯ

АМФИБИЯ

Амфибия — это способная передвигаться по суше и воде машина. Сюда относятся самолеты-амфибии, плавающие танки и автомобили.

В начале XX в. все чаще вставал вопрос о необходимости использования авиации, автомобилей и танков на военном флоте. Были созданы колесные самолеты, способные подниматься в воздух с палубы, а также специальные подъемные краны, но было недостаточно удобно применять в ходе боевых действий, поэтому от Международной авиационной выставки поступил заказ на создание самолета, способного садиться на воду и даже плавать при определенном состоянии водной поверхности.

Первый в мире подобный самолет, напоминающий лодку, был создан русским инженером А. Ф. Можайским. Чуть позже Я. М. Гаккель доработал его модель и получил амфибию, за что на Международной авиационной выставке получил в 1911 г. серебряную медаль. К этому же периоду относится создание летающей лодки О. С. Костовичем и постройка гидросамолета французским инженером Фарбом. Подобные летательные аппараты получили название «гидросамолет», но остались различными по своим взлетно-посадочным устройствам.

Амфибии бывают однолодочными и поплавковыми. Шасси при взлете или при посадке на воду убирается в поплавок, что делает ее незаменимой в местах, где много рек и озер, но абсолютно невозможно сесть обычному самолету. Для того чтобы амфибия во время взлета или посадки не разбила днище, ему придается килевагая форма, а рядом с поплавками — поперечные уступы, называющиеся реданом. Каждый поплавок имеет два редана. Передний редан создает гидродинамическую подъемную силу при разбеге. Задний редан обеспечивает угол дифферента при движении на воде.

Амфибии бывают как деревянными, так и цельнометаллическими. Ценят в амфибии ее плавучесть, способность сохранять на воде равновесие, непотопляемость, маневренность на воде и способность выдерживать волнение и ветер на море, но максимальная скорость амфибии ниже скорости обычного самолета, что делает ее менее популярной. В нашей стране первый самолет-амфибия — «Ш-1» был построен В. Б. Шав-ровым в 1929 г. Используется чаще всего самолет-амфибия в Сибири и на Дальнем Востоке в качестве машины медицинской помощи и связи.

Танк-амфибия отличается от остальных танков своей способностью передвигаться по воде с помощью дополнительного поплавка. Чтобы танк мог передвигаться, его делают более легким, т. е. у него крайне легкая броня, легкая пушка и один или два пулемета. Скорость движения танка достигает 6— 10 км/ч.

По воде танк движется вперед благодаря толкающим винтам, которые приводятся в движение двигателем. Как по воде, так и по суше танк двигается при помощи гусениц. Корпус танка-амфибии герметизирован. На случай пробоины в нем находится водооткачивающий насос. Танки-амфибии применялись во Второй мировой войне в боях на Тихом океане.

Автомобили-амфибии — это плавучие автомобили, используемые в штабных и разведывательных работах. Плавучесть обеспечивается за счет большого объема кузова, выполненного из легких материалов. Все повороты обеспечиваются с помощью винта или лодочного руля.