Богач и бедняк в средневековой Европе

Средневековое общество знало и основывалось на частной феодальной собственности, однако это имело ряд противоречий с религиозным христианским мировоззрением.

Считалось, что до грехопадения Адама не существовало частной собственности, а появилась она только во грехе.

Однако единственной санкцией церкви по этому поводу была поддержка бедняков, т. к. они были ближе всего к Иисусу, который сам придерживался обета бедности.

В существовании Богатства и бедности церковь находила взаимную связь: «Богатые люди созданы для спасения бедных, а бедные – для спасения богатых».

Отношения личного господства и подчинения, пронизывающие феодальный строй, обусловили особый характер феодальной собственности. Она очень далека от того, что принято считать частной собственностью. Римское право позволяло распоряжаться собственностью как угодно, но феодальное право на землю было ограничено даже со стороны сюзерена, например, он не мог просто, по своему желанию, отнять землю у крестьян, если они платили все сборы, следовательно, сеньор считался не собственником (possessor), а держателем (tenens).

Феодальная собственность, в отличие от буржуазной (капиталистической), всегда персонифицирована и с этим связаны определенные ритуалы и предрассудки.

Пример Франции как разветвленности правовой системы

Труд, как и собственность, неоднозначно воспринимался в средневековом обществе. С одной стороны, трудиться человек начал после грехопадения, а, следовательно, труд – порождение греховное, поэтому клирики и были освобождены от работы в полях или ремесленной деятельности, т. к.

Обратите внимание: 10 cамых быстрорастущих туристических городов в Европе.

приближенным к Богу это было запрещено.

Такой позиции придерживается в проповедях Бернар Клервоский, который на высшей трехступенчатой модели средневекового общества ставит «тех кто молится – тех кто в постели», следовательно, отказ от работы в сторону созерцания был самым благородным поступком.
Св. Бернард в «Краткой истории монахов и монастырей», Альфред Уэсли Вишарт (1900)

При этом важно понимать, что без производства и экономики государство существовать неспособно, поэтому церковь призывала к труду, но труду умеренному, который направлен на обеспечения жизни, но не на достижения богатства. Грех стяжательства стал настоящей проблемой (погромы ростовщиков, осуждение тамплиеров и другие моменты).

Больше всего церковь поддерживала земледельцев. И ближе к XII – XIV вв. труд становится важной характеристикой истинного христианина, это связано с ростом городов и сменой парадигмы на более активную в производственном / экономическом секторе.

Деньги сами по себе не злы и не добры, моральные категории всплывают при их употреблении. Если использование денег порождает жадность и нарушает справедливость, то деньги – зло. Отцы церкви приходили в своих размышлениях, что при любом раскладе даже самые честные из торговцев неугодны Богу.

С возрастанием денежного обмена была введено эфемерное понятие «справедливая цена», которое нигде не было официально обозначено.

Церковный запрет взимания ростовщического процента обосновывался словами Христа: «взаймы давайте, не ожидая ничего». Денежная сделка могла носить, следовательно, лишь характер безвозмездного одолжения, дружеской ссуды. Торговец мог объяснить повышение цены издержками на доставку и хранение товара, но ростовщик и его деятельность всегда считалась «извращением порядка вещей», как говорил Бонавентура.

Запрещение ростовщической деятельности, сначала имевшее силу для лиц духовного звания, вскоре было распространено на всех христиан. При Каролингах она была осуждена уже не одной церковью, но и государственной властью.

#история #история средних веков #история средневековья #средние века #средневековая европа #история экономики #общество и люди #наука и образование

Еще по теме здесь: Новости науки и техники.

Источник: Богач и бедняк в средневековой Европе.