Цель философии

Ответив на вопросы о том, что собой представляют суть философии, смысл философии и задача философии в предыдущих статьях, сегодня мы поговорим о том, что собой представляет цель философии.

Армянский философ и писатель Микаэл Налбандян пишет: «Улучшать человеческую жизнь – вот в чем философия; развивайся она каким хочет путем, лишь бы это составляло ее смысл и цель». В статье о смысле философии мы как раз и писали о том, что сам смысл философии состоит в том, чтобы улучшать человеческую жизнь, делать лучше жизнь людей. В этом мы полностью согласны с Микаэлем Налбандяном, потому что у философии просто не может быть другого смысла. Но вот что касается цели, тут вопрос нужно ставить несколько иначе.

Цель философии
Из свободного доступа на Яндекс-картинках

По сути, многие философы, как и Налбандян, к сожалению, не очень-то акцентируют своё внимание на терминах, что весьма печально, особенно для философии. Поэтому многие философы путают «сущность», «суть», «смысл», «задачу», «цель» и «предмет» философии, как будто это совершенные синонимы, способные заменять друг друга. Так и Микаэл Налбандян в своём высказывании практически уровнял смысл философии с её целью. А это недопустимо.

Философ-филоист Аркадий Арк утверждает, что, если не понимать разницы в этих базисных понятиях философии, в основных столпах научной философии, то сама философия никогда не станет познавательной деятельностью, какой она должна быть, и никогда не будет выполнять своей задачи, а, значит, не достигнет и своей цели. Именно поэтому мы публикуем данный цикл статей о главных постулатах философии, без которых она становится просто фикцией.

Сам Арк всех современных философов, которые не понимают этих основных понятий философии, считает предфилософами. Согласитесь, что даже если философ имеет научную степень, но не знает, в чём заключаются сущность, суть, смысл, задача, цель и предмет философии, не понимает их отличия друг от друга, то иначе, чем предфилософом (недофилософом) его назвать трудно.

Итак, в чём цель философии?

Многие философы считают, что цель философии – сделать человека счастливым. На самом деле – это не цель философии. Это может иметь отношение к смыслу философии, так как смысл философии, как говорилось в предыдущей статье, – улучшение жизни людей. Но, во-первых, даже улучшение жизни людей ещё не гарантирует счастья каждого человека. Во-вторых, счастье может достигаться и без философии. То есть, для счастья философия не является необходимым условием. Счастлив может быть (и даже скорее) вовсе невежественный человек. Ведь, умножая знания – умножаем скорбь. А это значит, что цель философии вовсе не в том, чтобы сделать всех счастливыми. Счастье – это вообще скорее психологическое понятие, чем философская категория. Хотя, конечно, многие философы рассуждали на тему счастья.

Философ П. Л. Лавров в своей работе «Три беседы о современном значении философии» пишет: «Цель философии – познание необъятного». Однако уже в первой статье этой серии мы выяснили, что познание истины – это суть философии, а не цель. Ведь суть и цель не могут быть одним и тем же понятием. Следовательно, если суть – познание истины, то цель должна состоять в другом.

Как пишет Аркадий Арк в своей книге «Научная философия как она есть»: «... чтобы достичь цели, ставится конкретная задача. И мы уже знаем, что главная задача философии – формирование научного мировоззрения. Следовательно, мировоззренческая функция философии относится именно к задаче философии. Не к её сути, не к её смыслу, не к её цели, а только к задаче, решение которой помогает достичь цели. Цель же философии вытекает из её сути. Если суть философии, как мы знаем, – познание истины, то понятно, что цель философии – узнать и понять мир через истину, то есть, узнать каков есть мир на самом деле. Это значит, что цель философии, её главная цель – создание объективной картины мира».

Итак, основная (главная) цель философии – создание объективной картины мира. Объективной, значит – научной. Поэтому становится понятно, что для достижения такой цели необходимо именно научное мировоззрение. Никакое другое мировоззрение не в состоянии претендовать на объективную и научную картину мира.