ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ ПРОДЛЕНИЯ СРОКА СЛУЖБЫ АЭС

Ядерная энергетика приближается к первому «промежуточному финишу» - постепенно заканчивается проектный срок службы АЭС с реакторами, спроектированными в 1970-е гг. (рис. В.5.2). Проблема старения АЭС особенно серьезна в США, где около половины энергоблоков вплотную подошли к установленному проектному сроку эксплуатации (40 лет), а в первое и второе десятилетие нового века его достигнет большая часть ныне действующих АЭС. Вопрос о дальнейшей судьбе этих АЭС является одним из важнейших при рассмотрении стратегии развития ядерной энергетики, в том числе и в России, в связи с чем выполняются комплексные программы по оценке технической возможности и экономической целесообразности продления сроков эксплуатации АЭС.

По зарубежным данным, удельные капитальные затраты на новые мощности АЭС в настоящее время составляют 1500...3000 долл./кВт, на снятие с эксплуатации - 500...2000 долл./кВт (в том числе на обращение с отходами 100... 150 долл./кВт), а на возобновление лицензии на эксплуатацию (продление срока службы) затраты оцениваются в 150...350 долл./кВт.

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ ПРОДЛЕНИЯ СРОКА СЛУЖБЫ АЭС

По данным ВНИПИЭТ, удельная стоимость продления срока эксплуатации реакторов РБМК первого поколения составит 39 долл./кВт, второго поколения - 31 долл. /кВт, что не превышает 25 % затрат на реконструкцию (соответственно 157 и 125 долл./кВт).

Экономические показатели проекта продления срока службы примерно на 10 лет четырех реакторов РБМК-1000 Ленинградской АЭС свидетельствуют о том, что при незначительных капиталовложениях (не более 10% первоначальной стоимости) на замену части оборудования и модернизацию блока можно получить снижение себестоимости производимой продукции примерно на 15%.

Продление эксплуатации обеспечивает существенный прирост суммарной установленной мощности АЭС (рис. В.5.3).

Данные Министерства энергетики и Научно-исследовательского электроэнергетического института (EPRI) США показывают техническую возможность продления проектного срока службы АЭС от 40 лет до 60-70 лет с соблюдением всех основных требований безопасности.

Затраты на снятие АЭС с эксплуатации. В новых проектах АЭС в капитальную составляющую закладываются затраты на снятие с эксплуатации. Десять лет назад по результатам расчета ОЭСР затраты на снятие с эксплуатации были определены примерно в 15 % первоначальных капитальных затрат.

Международная ассоциация энергокомпаний UNIPEDE организовала сравнительное исследование затрат на снятие АЭС с эксплуатации. Расчеты были выполнены в 12 странах для одного и того же гипотетического реактора, при этом результаты оценок отличались в 6 раз, что связано с различием в определении статей затрат на снятие с эксплуатации. Наибольшая доля затрат приходится на обращение со всеми отходами АЭС (включая ОЯТ); их учет дает различие оценок в 3 раза и более. Существенными факторами являются действующая в стране правовая система (до 20 %) и оплата труда (до 30 %). Затраты на демонтаж нового планируемого европейского реактора EPR оцениваются примерно в 20 % капитальных затрат.

Оценки по снятию конкретных АЭС с эксплуатации в отдельных странах показали разброс значений удельных затрат от 400 до 2300 долл./кВт. Затраты на снятие российских АЭС с эксплуатации оценены следующим образом: ВВЭР-440 - 484 долл./кВт; ВВЭР-1000 -244 долл./кВт., РБМК-1000 - 486 долл./кВт (в ценах 1998 г.).