Эпизод 6. Часть 3. Об особенностях геодезических работ на экваторе. Триангуляция. Пичтако

Эпизод 6. Часть 1 находится тут. Эпизод 6. Часть 2 находится тут.

Любопытно, что когда года Хорхе Хуан и Лакондамин вернулись в Кито, выяснилось, впрочем, что проблема рассосалась сама собой (как это часто бывает). Все остыли, Ульоа вышел из монастыря, его никто не арестовал, а квадранты выдали просто так. А что же про треугольники?

Все это время 1737 года Годен и Буге спорили о том, в каком направлении развивать звено трианггуляции: с севера на юг (Буге) или с запада на восток (Годен). Конец спору положили прямые инструкции из Франции: вдоль меридиана.

Вот так выглядела цепочка из 47 треугольников от Кито до Куэнки.

Напомню, что ученые планировали измерить длину дуги меридиана в 4 градуса. И для этого применяли триангуляцию, это популярнейший метод геодезических измерений до конца 20 века.

Идея триангуляции заключается в том, чтобы разместить на местности цепочку стыкующихся треугольников Если измерены два угла треугольника и одна сторона (базис), то, последовательно решая треугольники, можно отыскать все их элементы.

Но, для достижения наивысшей точности вершины треугольников следует выбирать на местности с особой тщательностью, чтобы:

  1. Обеспечить видимость на соседние пункты (то есть, стоя с квадрантом в одной вершине треугольника, надо видеть одновременно две другие вершины. Иначе угол между ними не измерить).
  2. Обеспечить (по возможности) равнобедренные, а лучше равносторонние треугольники. Легко ли это, когда ты аки горный козел скачешь по горным долинам?

Как вершины треугольников отмечали на месности? Устанавливали сигналы. Современные сигналы - это каркасные пирамиды (высотой от 4 до 10 м и выше). Из железных труб или из стволов деревьев, с лесенкой, чтобы забираться наверх и столиком для инструмента. Вы их можете встретить повсеместно: в городах, в тундре, в лесу, обычно на возвышенностях.

Современный пункт триангуляции

У наших героев с сигналами дело обстояло трудно: высокого леса в горах не водилось. Его приходилось тащить на себе (и индейцы-носильщики крутили пальцем у виска от этой очевидной глупости). Для лучшей видимости пирамиды (сигналов) обтягивали белой тканью. Получались такие вигвамы.

Но сильные ветра сдували одни сигналы, а другие воровали местные жители. Вот поставил ты на одном вулкане свой “вигвам” и пошел за 40 км на другую гору. Смотришь в горы - и не видишь. Потому что какой-то из местных крестьян увидел, что стоит хорошая палатка без присмотра. Не дело это, когда добро валяется. И унес ее. Но не только местные жители доставляли трудности ученым.

Непростые пути. Из "исторических записок" Хорхе Хуана.

Сама природа, казалось, сговорилась против них. То, что казалось в Париже отличной идеей: работать на вершинах Анд, где видно предметы издалека, Свежий ветерок, не жарко. На деле это обернулось постоянной облачностью. На первом своем сигнале Лакондамин провел целый месяц в ожидании, когда обе цели будут видны. И так и не дождался.

Добавьте описание

Перемещаться (с оборудованием, палатками, припасами) приходилось по крутым горным склонам, прячась от камнепада. То, что для индейца хорошо, для француза смерть: европейцы познали прелести высотной болезни. И тем обиднее было, что страдали от нее больше молодые и сильные, а ипохондрик Буге как ни в чем не бывало делал свои записи, сидя у инструмента. Все это казалось разочарованием. Наверняка, отправляясь в экспедицию, ученые представляли, что будут ставить квадрант на склоне зеленой горы, что прекрасные местные женщины будут подносить им напитки и бананы, а устав от праведных трудов и просвещения непросвещенных, можно будет прикорнуть в тени раскидистой пальмы. Вот как описывал Антонио Ульоа быт команды в 1737-1739 году, пока выполняли работы по триангуляции.

“От непогоды мы укрывались в хижине. Бури и грозы, бушевашие над Кито, гремели в облаках где-то под нами. И климат сказывался на здоровье: ноги так отекали и становились такими чувствительными, что каждый шаг причинял сильнейшую боль. Руки были обморожены, губы так растрескались, что у говорившего проступала кровь на губах. В этом негостеприимном краю нашей пищей была лишь горсть риса с мясом или птицей, взятыми из Кито. Чтобы сварить их, мы набирали снега в котел и топили его.

Обратите внимание: Началась интенсивная работа по строительству Лунного космического порта.

А тарелки во время трапезы приходилось отогревать над жаровней. Мы поначалу пытались пить горячительные напитки, но в этом холоде они не оказывали никакого согревающего воздействия и мало отличались от воды”.

Испанцы, одетые на чилийский манер. Из книги Ульоа.

Европейские кюлоты-чулки-сюртуки, сшитые из сукна и шерсти плохо подходили для обитания в диких горах. Довольно быстро ученые начали одеваться на манер индейцев: в плотные пончо и широкие шляпы.

Благодаря этому их часто принимали за слуг и беседовали с ними о них же самих куда более открыто, чем могли бы. Так, от местных жителей не укрались странные действия непонятных иностранцев. И, конечно, им было очень интересно, зачем эти люди тут в горах копошатся. Объяснение про форму Земли местное население переврало и назвало французов “рыцарями твердой точки”. Мол, они ищут центр Земли, за который ту Землю развернуть можно. Другие оказались скептически настроены и в эту сказочку не поверили. Наверняка дело в золоте. Старом золоте Инков, которое спрятано в горах. Его тут добывают эти люди. Куда только коррехидоры смотрят? Кстати, Лакондамин рассказал о знакомом отце-иезуите, который, якобы, владел секретом местонахождения золотого клада и подбивал объединить усилия в поисках и его вывозе. Во славу святой Инквизиции.

Вот вам еще анекдот об особенностях работы в Латинской Америке. Как бы ученые ни пытались нагнать потерянное время, на пасху пришлось прерваться и вернуться в Кито. И не потому, что они были такими ленивыми или набожными. А потому, что знали, что нанятые индейцы все равно разбегутся домой на праздники, а архиепископ Кито, не увидев французов на праздничной мессе, снова натравит на них инквизицию. Дело-то политическое.

Танцующие фанданго на празднике. Из статьи Divertimentos en el siglo De oro español Por AntoniA Aux. Bustos RodRíguez.

Тогда же произошел неприятный случай, который в очередной раз доказал, как небезопасно жить и работать в чужой стране. Раба, принадлежавшего Буге (купленного в Санто Доминго) закололи в темном переулке. Власти начинать расследование отказались. Это же всего лишь раб. Всем известно, что по ночам в городе нечего ходить цветным. За ними охотится «пичтако».

Вообщем, злой пичтако выглядел примерно так. На картине: Молодой человек в костюме Махо, 1863, Музей Метрополитан.

Легенды о Пичтако живут среди кечуа до сих пор. Этот демон в обличье белого человека по ночам подстерегает одиноких путников – всегда индейцев. Он жестоко расправляется с ними, сдирая с них кожу и вытапливая жир из тела. При этом демон неуловим – и в случае осады с полицией и гвардией просто исчезает в воздухе. Выглядит как белый, убивает он обычно по приказу богатых и неподавластен полиции. Такое вот неуловимое чудовище. Ну, вы поняли

Но все равно или поздно заканчивается. Заняв вместо 8 месяцев почти два года, ученые завершили измерение углов в 47 треугольниках.

В следующий раз

Будет лето 1739 года, оставалось всего-то измерить разность широт между Кито и Куэнкой. Буквально на два месяца работы и можно домой. Но неприятности еще только начинались. Из Парижа пришло короткое письмо, где сообщалось, что Арктическая экспедиция успешно завершилась в 1738 году. И денег больше не будет. А в Куэнке на корриде был убит экспедиционный хирург: Жан Синьержи.

#история науки #геодезия и отвага #история латинской америки #геодезия #xviii век

Еще по теме здесь: Новости науки и техники.

Источник: Эпизод 6. Часть 3. Об особенностях геодезических работ на экваторе. Триангуляция. Пичтако.