Факты о "Меркаве". Почему израильский танк уникален?

Меркава разрабатывалась в середине 70-х, а массовое производство танка началось к началу 80-х. На данный момент основу бронетанковых войск Израиля составляет четвертая итерация танка - Мерава Mk.4, созданная в 2004 году.

Танк действительно уникален и во многом не имеет аналогов в мире. О наиболее интересных моментах и поговорим далее.

Факты о

Говоря о любом другом танке конкретной модели мы можем точно сказать: "ага, лоб корпуса у него столько-то миллиметров, а башни - столько-то". С израильской "колесницей" так не получится.

Дело в том, что в танке используется модульное бронирование. По сути, корпус и башня обладают минимальной защитой, уже поверх которой устанавливаются бронеэлементы.

Эти элементы легко заменяются и, по сути, могут иметь любые параметры защиты. Ограничивается все это дело лишь предельной допустимой массой.

Факты о

Кроме того, с конца 2000-х все Меркавы поголовно оснащаются комплексами активной защиты. На данный момент, кроме Израиля, ни одна другая страна не может себе такого позволить - даже США с их колоссальным военным бюджетом.

Для улучшения защиты лобовой части двигатель танка располагается спереди. Подобная идея была впервые предложена еще советскими конструкторами в начале 60-х, но у нас ее так и не реализовали.

Двигатель действительно способен принять на себя фактически любой удар, даже самых современных противотанковых средств. Однако у такого расположения есть и недостатки:

Во-первых, смещается центр тяжести машины, что приводит к более сильному раскачиванию при движении по пересеченной местности. Стабилизаторы пушки не всегда справляются с этим и точность стрельбы в движении сильно страдает.

Во-вторых, в ранних версиях Меркавы тепловое излучение двигателя затрудняло работу с тепловизионными прицельными приспособлениями. Правда, в 2008 году проблему устранили, обеспечив двигательный отсек хорошей теплоизоляцией.

В корме танка расположен крошечное десантное отделение. Правда, для перевозки бойцов оно подходит плохо и по прямому назначению используется крайне редко:

Факты о

На деле отсек применяют для эвакуации раненных. Он вмещает до 4 человек в положении лежа.

Меркава огромна. На сегодняшний день этот танк является самым крупным и тяжелым в мире. Даже немаленький Абрамс на форме "колесницы" выглядит не так уж и внушительно:

Факты о
  • Масса танка: 70 тонн;
  • Длина корпуса: 7,45 метра;
  • Ширина: 3,72;
  • Высота: 2,66.

Часто такие размеры относят к недостаткам танка: мол и по мостам он не проедет, и по железной дороге его не перевезти, а на болотистой местности вообще беда будет.

Это все справедливо. Только вот в отличие от, к примеру, российских или американских танков, которые разрабатываются с учетом возможности действия в любых условиях, Израильтяне делали Меркаву "под себя", т.е. для каменистой пустыни. Там она чувствует себя отлично.

Ну и напоследок стоит сказать о выживаемости машины. Меркава Mk.1 зарекомендовала себя не очень хорошо. Во время Первой ливанской войны (1982 год) израильский танки несли существенные потери от устаревших к тому моменту ливанских Т-55 и Т-62. В среднем, на 2 подбитых танка приходился 1 погибший танкист.

Факты о

Во Второй ливанской уже участвовали Mk.2, Mk.3 и Mk.4. Из 400 танков повреждения в бою получили 51, из них только 16 оказались неремонтопригодными. В ходе боев погибло 30 танкистов. Лишь в 4 случаях при поражении танка погибал весь экипаж целиком, причем в трех случаях из четырех происходил подрыв боекомплекта.

С появлением комплексов активной защиты с выживаемостью все стало куда лучше - с 2011 года в Газе Меркавы 32 раза подвергались обстрелу и лишь в одном случае КАЗ не сработал. Но и тогда ракета не сумела пробить броню машины.

Подпишитесь, пожалуйста, на кана ли поставьте ваш лайк, чтобы не пропустить еще больше интересного в будущем. Спасибо!