Что же такое эффективность производства?


На этот счёт в литературе (советской, российской, зарубежной) есть самые разные точки зрения. Попробуем разобраться, как правильнее это понимать.

Эффективность производства это отношение полученного результата в производстве к затраченным ресурсам? Да, безусловно. С этим классическим определением не поспоришь.

Для некоторых «матерых производственников» показатели эффективности производства непосредственно зависят от наличия суперсовременных и очень дорогих высокоскоростных обрабатывающих станций, производящих тысячи деталей в смену. Чем больше эти махины будут загружены, большая скорость обработки у них будет, тем эффективнее производство и больше экономия на масштабах.

Следование такому пониманию далеко не всегда экономически оправдано. Чаще оно способно привести к резкому ухудшению и даже гибели бизнеса.

В современных рыночных условиях по-настоящему эффективным считается производство, которое стремится сократить срок между моментом заказа продукции потребителем и моментом получения им этой, отвечающей его требованиям продукции и оплаты за неё путём сокращения любых потерь, не добавляющих ценности продукта.

Именно на этих позициях основана концепция бережливого производства, родившаяся в 1980 гг. в США. Все основные постулаты системы детально описаны в книге «Бережливое производство: как избавиться от потерь и добиться процветания вашей компании». Авторами книги являются американские профессора Д. Вумек (James Womack) и Д. Джонс (Daniel Jones). Любые курсы бухгалтера дают примерные знания об этом.

С тех пор бережливое производство, дополняемое японской философией постоянного совершенствования «кайдзен», триумфально «шествует» по планете.

Такие компании, как Mars, Michelin, Volkswagen, Mercedes, Volvo, Procter& Gamble, Kraft foods, ВАЗ, УАЗ, КАМАЗ, Сбербанк, НЭВЗ и многие другие показали, что успешное применение этих методов позволяет им быть лучшими в своих отраслях.

Если вы внимательно присмотритесь к своему производству, то наверняка встретите какие-то их следующих 8 видов потерь, принятых у «бережливых»:

Перепроизводство («нашлёпали» деталей больше, чем нужно заказчику или «впрок – ведь всё равно продадим»);

Излишние запасы (произведённые сверх плана детали, незавершённое производство, готовая продукция). В ней де-факто заморожены гигантские деньги;

Излишняя обработка (точность обработки выше, чем обозначенная в требованиях потребителя). Выясните у своего потребителя, нужна ли ему «тончайшая и филигранная обработка каждого изделия»;

Брак и переделки («качественные» детали, несколько раз «исправленные» опытным работником, в стоимость которых включаются все расходы, понесённые в связи с переделкой.) И за это потребитель заплатит?;

Лишние перемещения (переезды каждой детали от одной стадии обработки к другой). И за это потребитель должен платить?;

Ожидания (сидит работник и ждёт, когда к нему на станок приедет деталь с другого цеха);

Лишние движения (манипуляции при обработке детали, которые не несут никакой ценности, просто «так принято обрабатывать»);

Неиспользованный человеческий потенциал (все мысли, идеи и стремления работника к улучшению деятельности, «убитая» шефом мотивация и т. п.).

С ними и призывает бороться бережливое производство, сокращая, тем самым, процесс выполнения заказа.

Эта система применима везде. Её можно использовать в цехе, НИИ, бухгалтерии, офисе продаж, складе, гараже, кухне.

Не поможет она тогда, когда занимаешься ей, потому что это модно или «так сказал начальник» или «за это обещали зарплату повысить и премию дать».

И ни в коем случае не начинайте применять, не понимая сути или заставляя или не имея приверженности руководства.

Мотивируйте, объясняйте, учите и учитесь, постоянно совершенствуйтесь и ваше производство станет по-настоящему эффективным.


ПОДЕЛИСЬ!