БАЛКАНЫ

БАЛКАНЫКультура народов Балканского полуострова и прилегающих районов представляет собой поистине уникальное явление. И причина тому - не только географические условия (переходное положение между Европой и Азией), но и исторические. Во-первых, православная религия Византии существенно отдалила культуру Балкан от католической Европы. Во-вторых, с XV века почти вся Юго-Восточная Европа вошла в состав Османской империи. То и другое определило специфику формирования традиционных единоборств и воинских искусств. Например, заимствование турецкой борьбы «йаглы гюреш» (македонцы, боснийцы, болгары-помаки), или возникновение своих школ сабельного боя на основе турецкой школы (венгры, сербы, албанцы и т.д.).

Многочисленные войны за независимость способствовали долгомуи устойчивому сохранению в странах Балканского региона многих элементов традиционного воинского воспитания. Так, например, у черногорцев обычай приема в юнаки существовал влоть до XIX века.

«Предстояло досрочное посвящение подростков в юнаки и раздача им русского оружия, которое дружина князя доставила в Цетинье. В обычное время этот обряд совершался в семейной обстановке, в кругу близких родственников. Юноша, достигший четырнадцати лет, обязан был пройти строгое испытание в стрельбе, беге, метании камней и владении саблей. Но сейчас страна подверглась нашествию. И этот обычай приходилось нарушать...

Испытание началось. Сначала подростки по очереди стреляли из одного и того же оружия с опорой на козлы - на расстояние в сто шагов... Затем будущие юнаки с ладони правой руки метали один и тот же камень, весом в полтора килограмма. Самое трудное испытание, требовавшее большого искусства, ждало их впереди: нужно было метнуть нож или кинжал в ствол дерева, с расстояния в десять шагов... Вслед за этим юноши были построены по пять человек в ряд. Началось испытание в беге по пересеченной местности: из долины - наверх, к пещере-башне, где участникам вручалось оружие». [174, с. 45]

Примерно такие же испытания, правда, с некоторыми вариантами, проводились при вступлении новобранцев в ряды гайдуков (болгар, «хайдут», сербскохорват. «хайдук», «гайдук» - венгры, румыны), «благородных разбойников» или партизан. Отряды гайдуков обычно действовали в теплое время года, от появления первых листьев на деревьях весной и до осеннего листопада. На зиму гайдуки расходились по своим домам либо по укрытиям, которые им предоставляли поддерживавшие их люди.

Долгое время, вплоть до начала XX века, во многих сельских районах балканских стран (в Македонии, Черногории, Албании и других) сохранялась традиция обучение детей воинскому делу, которое осуществляли взрослые: «Лишь только ребенок стал на ноги, как отец уже учит его обращаться с оружием: стрельбе из пистолета, приемам ятаганной резни и т.п., в то время как мать старается воспитать в нем удаль и геройство». [146, с. 46]

Различные состязания в силе, ловкости, умении обращаться с холодным и огнестрельным оружием обязательно входили, а многие продолжают входить и до сих пор, в программу всевозможных праздников и торжеств практически у всех народов Балканского полуострова. Здесь демонстрируются самые разнообразные виды традиционных воинских искусств, таких, например, как борьба, фехтование на мечах и саблях, танцы с оружием, метание камней, конно-спортивные игры, поднятие тяжестей, стрельба из лука и огнестрельного оружия, метание булавы и ножа и многое другое.

Здесь также сохранилось много детских и юношеских игр с холодным оружием, например, с ножом и с топориком, или с предметами, заменяющими его (палка, деревянные мечи, ножи и сабли). Широко распространены и игры с элементами борьбы и кулачного боя.