Борьба в Чехии и Словакии

Борьба в Чехии и СловакииОдним из самых распространенных видов народной борьбы (narodni zapas) у чехов, словаков и мораван является борьба на поясах (па rameno, za pasy, zaopasky, zapas za opasky). В этом виде борьбы соперники хватают друг друга за пояса и пытаются опрокинуть на землю или, как это встречается в некоторых местах, бросить на стену. Во многих местах Чехии и Словакии существует правило: каждой паре необходимо бороться «до трех раз»; по количеству побед и определяется победитель (если один из соперников опрокидывает или бросает противника на землю два раза подряд, то третья схватка уже не проводится).

Стоит заметить, что поясная борьба является, возможно, одним из самых первых видов борьбы, известных западным славянам вообще, а чехам и словакам - в частности. К такому мнению подталкивает сам термин, употребляемый этими народами для обозначения борьбы - zapas, zapasenie, который образован от «za pasy» («за пояса»); встречается также термин «pasovacka», обозначающий детские виды борьбы, детскую возню, в которой также присутствует «пояс» (pas) (словацк. pasovat - бороться, о детях).

Близкой по правилам и технике к поясной борьбе является борьба «в обхват» (zapas v obchvatu), встречающаяся в горных районах.

С древнейших времен людям известна борьба вольного стиля. Когда она появилась у чехов и словаков, точно не известно, но судя по сохранившимся ее изображениям, уже в XII веке она, особенно в городах, пользовалась большой популярностью. В этой борьбе разрешены любые захваты за одежду и тело как выше пояса, так и ниже, что роднит ее с одним из вариантов борьбы «не в схватку», встречающимся у русских. Во времена Средневековья в вольной борьбе допускались удары руками и пинки ногами, частично это правило сохранялось вплоть до начала XX века, например, в некоторых местах Словакии.

Можно также сказать, что в средневековых и пост-средневековых городах вольная борьба по популярности далеко опережала все остальные виды народной борьбы. Хорошим подтверждением этому является хорошо сохранившийся литературный памятник XV в. - литературные записки Вацлава Шашека из Биржкова, сопровождавшего в странствиях некоего Льва из Рожминталя - приближенного короля Иржи из Подебрад в 1465-1467 гг.:

«В Брюсселе герцог послал приглашение Яну Жебровскому из свиты Льва «прибыть с несколькими старшими чешскими рыцарями, желающими принять участие в борьбе. Когда пан Ян спросил, как они будут бороться - обнаженными или в кафтанах, ему ответили, что по местным обычаям принято бороться в одежде и что при поединке нельзя хватать за ноги, в остальном же разрешено использовать все приемы, чтобы повалить на землю».

Из текста следует, что борьба была главным образом народной забавой, которая демонстрировалась для развлечения знати. Некоторые дворяне держали для этой цели профессиональных, оплачиваемых борцов...

Судя по тому, что чешский автор был удивлен правилу, запрещающему применять в борьбе хваты ниже пояса, в Чехии такого правила не существовало. Далее из повествования можно заключить, что в Чехии принято было бороться как в одежде, так и с обнаженным торсом. Исходом поединка считался момент, когда один из соперников оказывался поваленным на землю».

Огромная популярность борьбы, особенно в горных районах страны, не угасает и в настоящее время. А несколько ранее, вплоть до начала XX века, борьба являлась обязательным элементом целого ряда народных обычаев. Например, у словаков и мораван соревнования по борьбе нередко являлись излюбленным средством выбора вожака молодежной группы. У них же мальчик, чтобы стать парнем («пахалёк»), то есть перейти в следующую возрастную группу, должен был бороться с одним из старших.

«Пока молодой парень не показывал себя в борьбе «па гатепо» («на ремень») с другим, он не имел права называться пахальком» (za pacholka)».

У словаков существовал обычай борьбы «за косирёк» (kosirek) - перо, которое является знаком холостяцкой чести, мужской силы и отваги; им украшали шляпу.

«Косирек являлся знаком мужской силы и отваги, и только тот «пахалёк» осмеливался украсить им свою шляпу, который не боялся побороться за него с каким-нибудь другим пахальком. Любой парень, носящий косирек, имел право спросить у другого: «А парень ли ты?» - вызывая его этими словами взяться «za pasy» («за пояса»). Тот, кто побеждал в поединке (zustal vitezem), отнимал у побежденного его косирек. Если же вызванный на поединок не был уверен в своей силе, ему не оставалось ничего иного, как сказать: «Нет, брат, отдам тебе его добром». Иной силач носил по пять, шесть косирков; остальные, захваченные им у поверженных противников, просто рвал. Порвать у какого-нибудь парня косирёк - означало вызвать его на драку «do krve» (до крови)».

Не лишним будет отметить тот факт, что «борьба за перо» имеет место также в соседней Австрии, в Тироле: «После победы одного из них, победитель торжественно снимает со шляпы побежденного орлиное перо и втыкает его в свою. Отсюда и произошло выражение «снять перо», которое можно нередко услышать в Тироле».

Состязаются в борьбе не только юноши и мужчины, но и дети. Помимо возни, в которой они пытаются имитировать действия взрослых, в их среде распространено множество игр с элементами борьбы. Вот некоторые из них:

«lomani кгир» (чехи) или «vazezie cibule» (словаки) - соперники становятся вплотную спиной друг к другу и сцепляют обе руки в локтях. Победителем становится тот, кто сумеет перетянуть соперника за установленную черту или взвалит его себе на спину;

«boj о misto» - «Двое участников стараются вытолкнуть один другого за границу заранее условленной территории, причем при помощи предварительно оговоренного способа (прыгая на одной ноге - бой петухов, упершись ладонями, схватившись за пояс и т.п.). Кто первым оказывается за чертой «игрового поля» (при «бое петухов» первым опускает поднятую заранее ногу), тот проигрывает;

«boj о rovnovahu» - соперники, стоя лицом друг к другу на расстоянии одного шага и держа руки у пояса, неожиданным толчком ладонями (иногда кулаками) пытаются один другого столкнуть с места. Иногда игра усложняется, например, в одном из вариантов этой игры соперники одновременно подпрыгивают и ударом обеими ладонями о ладони соперника пытаются друг друга вывести из равновесия (опрокинуть, заставить коснуться коленом земли или заставить выйти за пределы очерченной площадки). В третьем варианте соперники соревнуются, стоя на одной ноге.