Борьба в Польше

Борьба в ПольшеПервые письменные свидетельства о существовании борьбы в Польше относятся к средневековью. Именно к этому историческому периоду многие польские историки (в частности, историки спорта) приписывают начало возникновения борьбы в стране. Представление о борьбе, по правилам которой состязались средневековые горожане, дает описание схватки, сделанное известным польским историческим романистом Генриком Сенкевичем, который счел нужным специально отметить в примечании, что эпизод этот отнюдь не вымышлен им, а заимствован из исторических хроник. Происходил описываемый ниже поединок во времена правления Казимира III (13033-1370), когда он гостил у короля Карла I Чешского.

«Поехал к нему в гости наш король Казимир с большой свитой, и был в этой свите славный силач Оташко Цёлек, сын воеводы Анджея. И стал как-то похваляться император, что есть у него чех, который может облатить и тут же задавить медведя. Устроили бой, и чех задавил двух медведей подряд. Наш король очень был озабочен, как бы не пришлось ему уехать с позором.

«Мой Цёлек, - сказал он, - не даст себя посрамить». Порешили через три дня устроить единоборство. Понаехало знатных дам и рыцарей, и через три дня во дворе замка схватились чех с Целиком; только не долго они боролись, потому как не успели схватиться, как Цёлек сокрушил чеху хребет, переломал ему ребра и к великой славе короля только мертвым выпустил из рук». [163, с. 48-49]

Из приведенного отрывка не совсем ясно, в каком виде борьбы состязались участники «международного матча», но судя по описаниям схваток и иллюстраций, которые начинают встречаться с XVI века, наибольшей популярностью у поляков пользовалась борьба «в обхват» и «на поясах». Кстати, так же, как и у чехов и словаков, польский термин, обозначающий борьбу, образован от слова «pas» («пояс», «ремень») и «za pasy» (за пояса»): pasowanictwo, zapasy, zapasnictwo, (встречаются и другие термины: duzanie sie, barowunce sie, borykas sie, lamac-sie). Это наводит на мысль, что на раннем этапе своего развития традиционная польская борьба проводилась с захватом одной или обеими руками пояса соперника.

К сожалению, традиционные виды борьбы еще в конце XIX - начале XX в. уступили свое место «иноземным» видам борьбы, например, «греко-римской», называемой в те годы «французской». Польские исследователи, как например, Ч. Борейша, связывают это с тем, что поляки «не имели тех борцовских традиций, уходящих вглубь веков, как например, это было в Швейцарии и России».

Благодаря знаменитому польскому профессиональному борцу Владиславу Пытлясинскому, выступления которого неизменно пользовались успехом у публики, прославившемуся тем, что в 1888 году на чемпионате в Париже он одержал победу над немецким чемпионом, феноменальным силачом Карлом Абсом, борьба на поясах - «па pasy» ( walka «па pasy») - некоторое время еще пользовалась популярностью. Пытлясинский очень любил этот вид борьбы и даже специально ездил в Швейцарию изучать тамошнюю разновидность его. Правда, популяризовал Пытлясинский не традиционную польскую борьбу, а цирковой вариант поясной борьбы, в котором борцы соревновались в специальных кожаных поясах, по бокам которых были приделаны кожаные ручки (ucha), за которые надо было держаться на протяжении всей схватки. Подножки, опускание рук и продолжение схватки в партере запрещены; для победы необходимо опрокинуть соперника на лопатки и удержать его в этом положении.

Именно в цирковом варианте некоторые энтузиасты пытались реанимировать поясную борьбу в 50-60 гг. XX в., называя ее традиционным для Польши видом борьбы.

Поляки всегда отличались своим стремлением в любых ситуациях показать свой «гонор» и независимость, что нередко приводило к дракам, в том числе - кулачным. Но кулачный бой (walka па piesci, piesciarstwo, bicie sie na kulaki) не получил у них такой популярности и распространения, как у других славянских народов. Зато здесь сохранились ритуалы, близкие по происхождению и организации к кулачным боям, как. например, обрядовые драки (пол. bojka, кашуб, puebitwa) рыбаков в Восточной Польше, которые, по мнению самих рыбаков, весьма способствовали хорошему лову. К этому же типу относятся и жестокие битвы святочных процессий со «звездой» в польском Поморье.

«В польском Поморье ношение «звезды» было настолько типичным обрядом, что вообще всех ряженых и участников святочных обходов (даже если они ходили колядовать без «звезды») называли gwiazdki, gwiazdory, gwiazdkarzy. Там, почти повсеместно, это были довольно многочисленные группы (от 6 до 16 человек) молодых людей, как правило, ряженых. О самом обычае колядовать говорили: chodzic ро gwiazdowce. Те, кто носили на себе «звезду», рядились обычно «дедами».

Они надевали вывернутый наизнанку кожух, остроконечный колпак, а лицо закрывали маской или обмазывали его сажей, приделывали длинную бороду изо льна, а ноги обкручивали соломенными жгутами. Их сопровождали другие ряженые - «аист», «коза», «медведь», «трубочист» и т.п <...>

Кашубские «звездари» соблюдали все традиционные правила поведения, предписанные для обычных колядников: «...при встрече двух групп ряженых «звездарей» происходили стычки и драки». [169, с. 289-290]

Шуточные и серьезные драки являлись также частью свадебных обрядов в некоторых воеводствах. В этой драке (борьбе) противостояли друг другу дружины жениха и невесты или группы холостой молодежи и семейных людей.

В некоторых сельских местностях драка являлась обязательным элементом испытания подростков, принимаемых в компанию взрослых «кавалеров». Неофит должен был противостоять в драке одному или нескольким соперникам из старших.