Кулачный бой в Чехии и Словакии

Кулачный бой в Чехии и СловакииКулачный бой у чехов (pastni boj, pestni zapas, bitva) и словаков (pastny zapas, bit'sa pastmi, bitka, dracka) имеет длительную многовековую историю. Большой популярностью он пользовался еще во времена Великой Моравии, государства, о котором первые упоминания письменных источников относятся к 822 г. В XII—XIII вв. соревнования по кулачному бою устраивались во многих чешских городах, по количеству которых на единицу территории в XIII в. Чехия стояла на уровне таких развитых государств, как Италия и Нидерланды. О популярности кулачного боя среди горожан в этот период свидетельствует ряд литературных памятников и произведений изобразительного искусства. Например, описывая празднества по случаю коронации короля Вацлава II в Праге в 1298 г., аббат Збраславский упоминает о том, что простой люд занимался «кулачным боем или состязаниями в беге с обнаженным телом».

Особенно сильными кулачными бойцами считались ремесленники, состоявшие в боевых рядах многих цеховых организаций. Между ними часто устраивались состязания: с каждой стороны выходил один боец, или же бились группа на группу. Эта традиция сохранялась в некоторых словацких городах и в пост-средневековый период.

В крестьянской среде, особенно в Моравии и Словакии, кулачные бои один на один и группа на группу существовали и в новое время.

Так, в некоторых областях Словакии кулачный бой являлся частью обряда, связанного с изменением социального статуса взрослеющих парней.

«Ритуал, неизменно сопровождающий обряд приема мальчиков в ряды взрослой юношеской группы села, возможно, был генетически связан с обрядом древних инициации. Это было крещение с выбирающимся из среды взрослых юношей крестным отцом. Новенький должен был выдержать целый ряд испытаний: показать себя в драке, вытерпеть обливание холодной водой, подбрасывание в воздух. Обряд кончался общей выпивкой за его счет. В целом ряде областей Словакии обряд этот действует до настоящего времени и распространен довольно широко, а иногда даже возрождается там, где был когда-то забыт. [49, с. 145]

Сходный обычай существовал и у чехов.

«У чехов обычаи, связанные с изменением социального статуса взрослеющих парней и соответствующие товарищества существовали только на востоке - в Моравии.

В первое половине XIX в. мальчик, который хотел попасть в число «хасов» (chasy), как здесь собирательно называли взрослых ребят, должен был вступить в единоборство со «старичком». Если он побеждал или добывал перо со шляпы противника, его принимали без каких-либо дополнительных испытаний».

Выше, в разделе, посвященном борьбе, уже было сказано о единоборстве на поясах, «за перо - косирёк». Сейчас мы видим, за «косирёк» не только боролись, но и сходились на кулаках, а иногда и целыми деревнями, как это было, например, в Моравской Словакии.

«Порвать у кого-нибудь «косирёк» - означало вызвать его на драку, «do krve» (до крови), Когда-то за косирки бились целыми деревнями; парням из побежденной деревни полагалось «косирки» снимать» [283, с. 108-109]

Ценные сведения по этому поводу, со ссылкой на А. Себе-стову приводит П.Г. Богатырев.

«Когда я была девочкой - было мне, помню, 15 лет, - то за «косирки» дрались. Клали шляпы со всеми украшениями на стол и начиналась борьба; кто своего противника бросал на землю, тому и шляпа, и «косирки».

Техника кулачного боя во многом была схожа с традиционным русским кулачным боем. Кроме того, отмечено использование бросков (редко), а иногда и ударов (пинков) ногами. Руками били в голову и туловище. Схватка велась, как правило, «до первой крови» или до падения одного из соперников на землю; в групповом варианте побеждала та из сторон, которая сумела прогнать другую с поля битвы.