Воинские пляски народов Балкан

Воинские пляски народов БалканНачиная с древности большое значение в деле воспитания подрастающего поколения и поддержания формы зрелых воинов придавалось воинским танцам. Пример тому - древний крымский танец «пирриха», о котором упоминал Страбон.

«Чтобы юноши стали мужественными, а не трусами, их с детства приучали к обращению с оружием и к тяжелым трудам, чтобы они научились презирать жару и холод, каменистые и крутые дороги, удары в гимнасиях, в сражениях, в бою. У них были введены упражнения не только в стрельбе из лука, но также в военной пляске (которой научили куреты), а в последствии ее упорядочил тот человек, по имени которого пляска названа пиррихой, так что даже игры у них не были свободны от полезных для войны упражнений». [175, с. 457]

В дальнейшем «пирриха» была заимствована древними греками, у которых появилось множество разновидностей «пиррических танцев». Известно, например, что в середине VII в. до н.э. этот танец заимствовали с Крита спартанцы, у которых его наблюдал Платон: «С оружием и в доспехах танцующие представляли различные сценки боев - это был, по словам Платона, тот «вид серьезной пляски», который воспроизводит движения красивых тел и мужественной души на войне или в тягостных обстоятельствах». Описывая быструю, воинственную пирриху, Платон говорит: «Путем уклонений, отступлений, прыжков в высоту и пригибаний она воспроизводит приемы, помогающие избежать ударов и стрел; пытается она воспроизводить и движения противоположного рода, пускаемые в ход при наступательных действиях, то есть при стрельбе из лука, при метании дротика и при нанесении различных ударов. Когда подражают движениям хороших тел и душ, правильным будет прямое и напряженное положение тела и устремление всех членов тела, как это по большей части бывает, прямо вперед». [26, с. 354]

Были известны древним грекам и другие воинские танцы. Лукиан упоминает танец «Дромос», в котором «ведет хоровод юноша, выполняющий сильные плясовые движения - позднее они пригодятся на войне». Интересен «геранос» («журавль»), который Тесей учредил на Делосе: «...танец, где в ритме делались запутанные фигуры, затем участвующие становились в обыкновенном порядке, в подражание запутанным ходам и извилинам лабиринта».

Разнообразные танцы с оружием до сих пор пользуются популярностью у современных греков. На острове Крит известен танец «пендозалис». Основное движение этого танца состоит в том, что мужчины в полном вооружении, почти не сходя с места и в такт ударяя ногой об ногу, ловко и высоко подпрыгивают вверх.

Танец «цамикос» исполняют главным образом горные жители. Его танцуют с топором - традиционным оружием горян, прыжками и криками «оппа!» По сути, «цамикос» представляет собой состязание: мужчины соперничают между собой - кто исполнит наиболее сложные и трудные фигуры.

У анатолийских греков непременной частью свадебных торжеств был танец «кичеклыкса». Это - «танец с оружием в руках; его танцуют мужчины, по два, по три или четыре в ряд, держа в руках кинжалы». [56, с. 211]

Танец с кинжалом или ножом популярен также у греков-киприотов: «Воткнув в землю острый нож, танцор кружится вокруг него, выделывая самые замысловатые коленца, перепрыгивает через нож, кувыркается в воздухе, крепко сжимая в руке конец платка, который держит его партнер. В один из кувырков танцор должен зубами вырвать нож из земли, не коснувшись его рукой».

Воинственным героическим характером отличаются танцы северных районов Албании. Они исполняются одним или двумя танцорами с ятаганами или заменяющими их палками в руках, без музыкального сопровождения - ритм выбивается зрителями, громко хлопающими в ладони. Этим танцам присущ дух соревновательности - участники, так же, как в греческом танце «цамикос», состязаются между собой в исполнении сложных движений и фигур и в мастерстве владения холодным оружием. Кроме того, очень часто албанцы устраивают танцы-поединки в виде фехтования на оружии (нож, ятаган, палка).

Танцы с мечами, саблями или палками в руках популярны и в некоторых местах Румынии.

На востоке Венгрии распространен танец «botolo», который включает в себя фехтование на палках. Венгерские пастухи, которые его исполняют, демонстрируют в нем свою традиционную технику боя на палках (шестах). Танец с палками в виде фигур фехтования отмечен в некоторых местах Болгарии и Македонии, главным образом у пастухов.