История возникновения и развития понятия амортизации и амортизационного фонда.

История возникновения и развития понятия амортизации и амортизационного фонда.

Учет износа основных средств начинает появляться в Древнем Риме, а именно при определении цены, за которую продавалась недвижимость, в частности: при привлечении оценщиков, недвижимость общего пользования оценивалась не на сумму, в которую оценивалось здание, а на сумму, которая рассчитывалась путем уменьшения первоначальной стоимости на 1/80 часть за каждый прошедший год, исходя из того, что недвижимость не сможет просуществовать более 80 лет. При продаже недвижимость переоценивалась исходя из срока его эксплуатации через равномерное уменьшение потребительской стоимости зданий.

История возникновения и развития понятия амортизации и амортизационного фонда.

В 1558 году Д. Меллис определил амортизацию как прямые расходы недвижимого имущества. Недостаток этого определения амортизации заключался в том, что утраченная стоимость основных средств не переносится на издержки производства, а относится сразу к убыткам.

К понятию амортизация, как систематическому списанию первоначальной стоимости, пришли в конце XVIII в. в Англии. Одним из первых примеров применения прямолинейной амортизации была организация учета на заводе "Керрон Айронвекс" в 1769г. и на заводах Бултон и Уолта в 1790 г. Там стоимость основных средств писывали, исходя из норм амортизации для всех видов основных средств 8 % и для зданий– 5 % .

В Англии также было осуществлено признание амортизации как процесса износа основных средств и необходимости его отражения в финансовой отчетности организации. Это произошло после публикации Дж.Мейрона "Методы учета" в 1757г. Исходя из текста книги, по дебету счета "Инвентарь" рекомендовалось указывать оценку основных средств по первоначальной стоимости, а по кредиту этого же счета отражать оценку этих основных средств за минусом износа на конец отчетного периода.

Впервые стали формировать амортизационный фонд путем отчислений прибыли с дальнейшим их зачислением в затраты в Англии в середине XIX в. В необходимости этого фонда нуждались в железнодорожном транспорте из-за интенсивного обновления подвижного состава. В дальнейшем практика амортизационных отчисления распространилась и на другие отрасли в Англии. В Лондоне в 1884 г. была издана книга, посвященная амортизационной политике. В этой книге было предложено отказаться от периодических оценок имущества и перейти к постоянному начислению амортизационных отчислений для последующего формирования амортизационного фонда, который назывался бы "износ и резерв".

История возникновения и развития понятия амортизации и амортизационного фонда.

Французские ученые также занимались исследованием проблем амортизации. Ф. Лутц и В. Лутц пришли к выводу: амортизация – это инструмент фискальной политики государства, а не условия эксплуатации основных средств.

Таким образом, амортизацию начинают рассматривать на макроуровне, что является исторической предпосылкой для развития термина "амортизационная политика".

В конце XIX и начале XX столетия уменьшение стоимости средств труда начинают включать в себестоимость продукции, поэтому Б. Пендоф предложил два способа отражения на счетах начисления амортизации:

1. прямой: дебет счета "Убытки и прибыли", кредит счета" Основные средства";

2. косвенный: дебет счета" Расходы", кредит счета" Амортизация".

Косвенный способ отображения начисления амортизации был шагом вперед, так как амортизационные отчисления начинают включаться в себестоимость продукции в счетах бухгалтерского учета.

Два варианта учета амортизации, предложенные Б. Пендофом, легли в основу институционалистов и персоналистов. Институционалисты предлагали прямой способ отражения, благодаря которому осуществлялось увеличение себестоимости, это приводило к увеличению конкурентоспособности продукции.

Обратите внимание: ИСТОРИЯ РОССИИ.

Персоналисты придерживались косвенного способа начисления амортизации.

Начислять амортизацию в России стали в XIX в., а законодательно это было оформлено только в 1898 г. в Положении о государственном промысловом налоге. Под амортизацией в то время понимали «сумму, служащую для покрытия, уменьшения и даже обесценения стоимости машин, заводских строений и пр.».

Уже с середины XIX в. амортизация заняла надлежащее место в учете. По этому поводу проф. Я. Соколов пишет: "Появились такие бухгалтерские счета, как Амортизация, Резервирование– все это и объекты, и методологические учетные приемы, созданные человеком."

Отнесение амортизации к части себестоимости повлекло за собой перенесение амортизационных отчислений с активных счетов на пассивные. Пропагандистом такого поворота являлся Р.Я. Вейцман. Он считал данную статью пассива как контрактив - погашенную часть стоимости основных средств, оставленную на балансе. Его сторонниками были М.Корнеева и Д. Хватова.

История возникновения и развития понятия амортизации и амортизационного фонда.

В СССР амортизационные отчисления являлись составным элементом издержек производства (обращения). Включение амортизационных отчислений в себестоимость продукции гарантировало образование амортизационного фонда вне зависимости от результата деятельности предприятий за тот или иной период. При этом допускалась переамортизация, поскольку начисление амортизационных отчислений производилось исходя из фактического срока службы основных средств. Амортизационные отчисления в соответствии с их целевым назначением были разделены на две части: на отчисления, направляемые на финансирование капитального строительства, и на отчисления, направляемые на финансирование капитального ремонта. Одним из направлений совершенствования амортизации в экономике советской страны стал переход от усредненных норм амортизации к индивидуальным. Нормы амортизационных отчислений дифференцировались по отдельным отраслям промышленности и по отдельным видам основных средств. Средства амортизационного фонда в части реновации концентрировались в едином централизованном государственном фонде. Списание амортизационного фонда происходило при закупке основных средств в корреспонденции со счетами денежных средств.

С 1992 года понятие "Амортизационный фонд" ушло из плана счетов в Российской федерации, это было связано с изменением в экономике страны. Методологическая сущность амортизационного фонда состояла в том, что он увеличивался за счет начисляемой амортизации и уменьшался за счет восстановления основных средств посредством их закупки, в результате чего становилось возможным регулировать процесс восстановления основных средств: остаток амортизационного фонда указывает сумму, на которую основные средства могут быть «дозакуплены», а закупка основных средств за счет другого источника, представляя исключение из общего правила, требует санкции вышестоящих органов.

В настоящее время для учета амортизации основных средств в соответствии со стандартами бухгалтерского учета РФ используют Положение по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01. Бухгалтерский учет амортизации основных средств ведут на счете 02 «Амортизация основных средств».

Международный стандарт финансовой отчетности (МСФО) (IAS) 16 «Основные средства» определяет амортизацию как систематическое уменьшение амортизируемой стоимости актива на протяжении срока его полезной службы».

Согласно проекту ФСБУ «Основные средства» амортизация для целей бухгалтерского учета не является источником финансирования (осуществления) вложений в новые основные средства.

История анализирует прошлое, оценивая сложную паутину причин, помогающих понять происходящие события и явления в амортизации в современном мире. Она учит аналитическим навыкам, критическому мышлению и логическому анализу ситуаций.

Больше интересных статей здесь: История.

Источник статьи: История возникновения и развития понятия амортизации и амортизационного фонда..