Как готовить солдат, чтобы побеждать. По Суворову

К концу жизни знаменитый русский фельдмаршал Александр Васильевич Суворов справедливо решил, что его богатейший военный опыт следует передать потомкам. И написал книгу, вышедшую под названием "Наука побеждать" в 1795 году. Многие полагают, что эта книга является сборником знаменитых суворовских афоризмов и содержит его размышления о былом и грядущем – по типу пространных мемуаров русских маршалов второй мировой. На деле это, по сути, расширенный общеармейский устав и методическое пособие по тактике и системе подготовки войск. Написанное, правда, очень образно, ярко, краткой рубленой суворовской фразой – точно приказ отдается.

В начале книги есть описание "сквозной атаки". Это не какой-то особый боевой прием, а способ тренировки войск. Суворов описывает выполнение сквозной атаки очень детально, даже дотошно, поясняя даже как бить барабанщику и как часто меняться ему с флейтистом. Но это уже детали, а мы остановимся на основном.

Берется некое подразделение, и делится надвое. И эти группы теперь изображают атакующую и обороняющуюся сторону. Противники строятся друг напротив друга в две линии, имитируя реальное боевое построение. Затем нападающая сторона начинает движение на противника.

Как готовить солдат, чтобы побеждать. По Суворову

Сначала предписано идти ускоренным полуторным шагом, затем следует перейти на нормальный. В конце атаки – бегом. По мере продвижения атакующие шеренги (и артиллерия, их поддерживающая), ведут огонь холостыми зарядами. Обороняющиеся им отвечают. Это приучает солдат не бояться огня и одновременно совершенствовать ружейные приемы.

В идеале, конечно, следовало бы наступать бегом. Но это нереально, поскольку до противника добежит уже уставший, вымотанный боец – предписано разводить обе группы на дистанцию 80 саженей. Что-то вроде 170 метров в пересчете на современные меры или 250 шагов нормальных. Поэтому силы требовалось экономить.

Тем не менее имелись критические дистанции, которые следовало преодолевать бегом или ускоренным шагом. Прежде всего, это та дистанция, с которой начинали отрабатывать атаку – с 80 саженей. И поспешать следовало, пока до противника не останется 60 саженей. Это та самая дистанция (от 60 до 80 саженей до врага), когда огонь картечи наиболее действенен. Следовательно, требовалось как можно меньше находиться в зоне поражения.

Как готовить солдат, чтобы побеждать. По Суворову

Следующий рубеж, на котором переходили на бег или ускоренный полуторный шаг – от 60 до 30 шагов до противника. Это уже то расстояние, на котором был возможен точный огонь. Поэтому снова ускорение, чтобы преодолеть опасную зону с минимальными потерями.

На дистанции в 30 шагов обороняющиеся тоже начинали движение в сторону наступающих, имитируя реальную боевую ситуацию. Как только шеренги сближались, начиналась отработка приемов ружейного и сабельного боя. Причем это делалось на ходу, без остановки – Суворов требовал, чтобы атака не останавливалась до тех пор, пока не пробьют оборону противника. И потому навык этот тренировался особо.

После отработки приемов ближнего боя солдаты не прекращали движение, а проходили порядки визави насквозь, как бы меняясь позициями. После чего разворачивались лицом друг к другу, и сквозная атака повторялась. Только на этот раз стороны менялись ролями, и прежняя атакующая часть солдат становилась в оборону.

Как готовить солдат, чтобы побеждать. По Суворову

Те, кто видел со стороны выполнение этого упражнения, отмечали, что действо сильно походило на то, как выглядит штыковая атака на самом деле. И в голос утверждали, что тренировка такого навыка сильно полезна. Пруссаки же, как сторонники массированной ружейной пальбы, наоборот говорили, что такие приемы вредны, поскольку отучают солдат от действия совместно как единый организм и не способствуют меткой стрельбе. Поздее, когда Павел I реформировал армию на манер прусской, сквозная атака ушла из арсенала солдатской подготовки.

Суворов вообще бурлил идеями и регулярно подавал прошения императору, нацеленные на улучшения качества армии и индивидуальной подготовки солдат. На его беду, Павел практически все реформаторские начинания Суворова или игнорировал, или преднамеренно купировал.

Интересно, что суворовская идея обучения была проста. Ее много позднее примет Генри Форд как основополагающий принцип организации промышленного производства – каждый человек, участвующий в процессе, независимо от его роли и положения, должен детально представлять весь процесс, знать свое место в нем и стремиться наилучшим способом выполнить конкретно свои задачи. То есть упор делался на самостоятельности мышления солдата.

Как готовить солдат, чтобы побеждать. По Суворову

Увы, практика Суворова не прижилась, и прусская идея всеобщей механической муштры восторжествовала. Это при том, что именно Суворов предвосхитил действия колоннами, между которыми располагались рассыпные строи. Или когда прежняя практика распылять силы на значительные площади, чтобы держать оборону обширных участков разрозненными мелкими отрядами отрицалась, а взамен применялись массированные удары собранными в кулак крупными соединениями – это то, чем позднее Наполеон удивлял весь мир. Увы, гениальные идеи фельдмаршала не оценили. И это сказалось уже во время войн с Наполеоном – атакующие русские порядки, добравшись до врага и сбив его с позиций, становились в глухую оборону, действуя скованно и нерешительно.

Интересно, что немцы все же окончательно расстались с практикой механического исполнения приказа, и построили систему, использующую именно инициативного солдата. И долгое время оттачивали ее до совершенства. Даже во время второй мировой, когда большинство участников требовали от подчиненных детального и точного исполнения распоряжения, немцы почти всегда использовали "открытый приказ". Это когда говорятся сроки и конечная цель. А уж метод, время и вид маневра выбирает исполнитель.

× Поддержите подпиской наш телеграм-канал: @battlez

Обязательно делитесь статьей и ставьте "пальцы вверх", если она вам действительно понравилась!
И не забывайте подписываться в раздел - так вы не пропустите выход нового материала