Компания "Сканкод" - маяк штрихового кодирования

Интервью с коммерческим директором компании "Сканкод" Варданом Аветисовичем Григоряном.

Компания

Вардан Аветисович, расскажите, пожалуйста, почему у Вас такой интересный дизайн логотипа?

— Такой логотип появился не сразу. Сначала у нас были другие логотипы, которые не полностью показывали, чем занимается организация. Хотелось, чтобы это было более сконцентрировано и ясно, поэтому мы выбрали самый распространенный из видов автоматической идентификации — собственно штриховой код, который знаком всем, кто работает в этой области. Красный цвет выбрали в контр того обстоятельства, что сканеры, которые считывают штрих-код, не могут считать штрих-код, сделанный красным цветом. Такая некоторая контраргументация. Дальше логотип менялся по виду, по размеру, по формам, но ненамного.

— Получается, такой логотип у вас с 1995 года, с даты основания компании?

— Нет, конечно. Сначала мы часто использовали логотипы наших вендоров, например, основного вендора — компании “Синтек информейшн”, которая одним из самых ярких представителей была…

— “Была”? Почему в прошедшем времени?

— Сейчас я объясню. Компания называлась “Синтек информейшн”, у неё была торговая марка “Сайфер лаб”. “Была” означает всего лишь, что в определенный момент компания также поменяла название и начала называться по названию своей торговой марки, “Сайфер лаб”. Мы эту торговую марку, логотип нашего вендора, использовали во время нашей работы на выставках, семинарах и так далее, нас начали узнавать по этой торговой марке — “Сайфер лаб”.

Со временем у нас расширились направления деятельности и ограничивать себя торговой маркой одного вендора нам стало не очень удобно. Поэтому мы решили сделать собственный логотип, который более или менее характеризует направление деятельности. Штрих-код был выбран как наиболее характерный из видов автоматической идентификации. Штрих-код знаком всем компаниям, которые работают в области автоматической идентификации, это образ, который понятен и потребителям и специалистам, поэтому выбор был очевиден. Конечно, логотип появился не в 1995 году, а позже, но сейчас, честно говоря, даже затрудняюсь сказать когда. Тем более, он немного менялся. Буквально несколько недель назад он опять менял свою форму.

— Вы можете подробнее рассказать, что это за история по поводу штрих-кодов, которые не считываются?

— Это такая небольшая техническая ловушка для тех, кто знает. Она возникла из-за того, что устройства которые считывали штрих-коды в прошлом, освещали штрих-код красным лазерным светом. Когда поверхность возвращала этот свет, он декодировался в единицы и нули, в понятные символы — буквы, слова, цифры и прочее. Оказалось, что лазерный красный свет не возвращается от красной поверхности. Многие потребители, например те, кто делали упаковку для своих товаров, иногда попадали впросак, когда использовали на штрих-коде красный цвет. Он просто не считывался и это становилось большой проблемой.

— А как эту проблему решать?

Никак. Надо было менять цвет штрих-кода.

— А сейчас приборы поменялись или это по-прежнему техническая ловушка?

Технология считывания сейчас изменилась, но международная организация по штриховому коду постоянно выпускает разные рекомендации по поводу того, какие могут быть штрих-коды. Существует, даже специальная таблица, которая показывает, наложение каких цветов не даст нормального кода считывания. Сочетания могут быть разными. Например, зеленый и красный в сочетании могут давать черный цвет, а красный и какой-то другой могут давать цвет, который не возвращается. И это надо учитывать.

— Скажите, как появилась компания. С чего всё начиналось? Какая ваша силиконовая долина?

Начиналось всё так. Два молодых и талантливых человека в далекие 90-е годы занимались тем, чем занимались многие талантливые компьютерщики того времени. У них была небольшая организация, которая собирала, или, как раньше говорили, скручивала компьютеры, а потом предлагала их на рынок. Некоторое время дело было успешным. Потом этим начали заниматься всё больше и больше организаций, появилась необходимость найти такое направление, которыми никто не занимается, что-то принципиально новое…

— Свою нишу.

Нужна была не просто ниша среди себе подобных. Нужно было найти принципиально новое направление. Надо сказать, что в это время только-только зарождалось штриховое кодирование в России. В СССР свои штрих-коды были, но они, насколько я понимаю и помню, не были сильно связаны с международной организацией. Но так как российские товары шли за рубеж им нужны были официальные штрих-коды и статус, Россия стала частью международной организации по регулировке штриховых кодов. Появилась организация GS1 Rus, это часть Брюссельской компании GS1.

В каждой стране есть организация, которая контролирует и сертифицирует всё, что касается штриховых кодов, стандартов в области автоматической идентификации, и она же занимается и стандартизацией разных устройств для считывания штрих-кодов.

И вот у этих молодых людей возникла идея обратить внимание на оборудование, которое только-только появлялось в России, но которое уже было известно за рубежом.

— То есть это был отклик на требования рынка?

Да, безусловно. Но это было не сиюминутное требование, а стратегическое. Ведь они могли развиваться в сборке компьютеров, могли поставить какие-то киоски, но ребята взялись за направление, которое надо было не просто развивать, его надо было продвигать, потому что многие не понимали, для чего нужен штрих-код, почему он нужен на кассе или при инвентаризации склада, если люди и так бесплатно посчитают за ночь что-нибудь.

Было понятно, что самая главная выгода штрих-кода это скорость обработки данных и исключение человеческого фактора, исключение ошибок, которые обычно делают люди, когда занимаются рутинной работой.

Потом установились связи с производителями оборудования для автоматической идентификации, в частности, сканеров, которые, несмотря на свою простоту, были дефицитом. Потом появились принтеры этикеток и возникла задача, которую надо было решать более сложными приборами. Например, при инвентаризации нужно было не только вводить данные в устройство, которое имело бы связь с сервером или точкой сбора данных — так появились терминалы по сбору данных.

Всё это время компания развивалась. Она предлагала не только оборудование зарубежного производства, были попытки сделать производство в России, хотя пока это экономически не обосновано.

— Получается, что производить свои устройства считывания и сбора данных в России невозможно?

— Ну скажем так. Зная наш рынок, зная подобные устройства, получается, что идеи, связанные с программированием, с форм-факторами, возможностями разных устройств возникают в России, концентрируются, а потом переносятся на огромное и всегда свободное для любого предложения производство в Китае или Тайване.

Вендор наш тоже был найден не сразу, мы искали несколько организаций. Но и компания “Сайфер лаб”, которая тогда называлась “Синтек информейшн”, оказалась наиболее дружелюбной, передовой и не такой пафосной как, например, известные европейские компании. Это оказалось очень кстати. При том, что у “Сайфер лаб” были передовые идеи и её устройства часто обгоняли похожие устройства западноевропейских производителей.

— Вы упомянули о принтерах. Вы можете назвать эту компанию?

— Да, конечно, это компания “Голдекс”, представителем которой мы являемся вот уже более двадцати лет, если не больше. Так же, как и компания “Сайфер лаб”, с которой мы сотрудничаем так же долго.

— Получается, уже почти четверть века?

Да, примерно столько получается. Собственно говоря, один из тех двух молодых людей — это Афонин Сергей Николаевич, который с тех пор и является генеральным директором.

— Последний вопрос, чтобы не мучить. В чем изюминка ваша? Чем вы отличаетесь от партнеров?

Мне кажется, что в своё время клиентам было приятно, что мы были не просто менеджерами по продажам, у которых задача быстро получить деньги. Мы продвигали эту идею, рассказывали о штриховом кодировании, об оборудовании. У нас можно спросить много того, чего нельзя спросить у менеджеров по продажам. Практически все сотрудники имеют техническое образование и понимают особенности каждого устройства. Мы разбираемся в потребностях наших клиентов и предлагаем им не самое дорогое оборудование, а то, которое решает их задачи и не требует излишних затрат. И поэтому с нами приятно иметь дело. Люди к нам часто обращаются просто потому, что понимают, что у нас можно получить совет, консультацию.

Со временем мы расширили ассортимент. Появилось оборудование для контроля доступа, учёта рабочего времени, позже появилось оборудование POS-терминалов, которым сейчас занимается специальный отдел. Но я думаю, что мы сохранили то, что определяло нашу работу тогда желание не просто делать деньги, а внедрять технические новации, которые удивляют, вызывают восхищение и делают жизнь проще.