Эта черная дыра вращается со скоростью 50% скорости света

Крупицы, оставшиеся после последнего ужина сверхмассивной черной дыры позволили ученым высчитать скорость вращения этого монстра.

Огромная черная дыра — ASASSN-14li — вращается со скоростью как минимум 50% скорости света!

Ее горизонт событий примерно в 300 больше Земли. Но скорость вращения настолько велика, что полный оборот эта дыра совершает всего за 2 минуты (у Земли на это уходит 24 часа).

Иллюстрация — NASA/CXC/M.Weiss

ASASSN-14li лежит в центре галактики в 290 миллионах св. лет от Земли. Ее масса — от 1 до 10 млн солнечных масс. Так что по массе она примерно такая же, как и Стрелец А* в центре Млечного пути. (Вообще сверхмассивные черные дыры могут достигать массы десяти миллиардов солнечных.)

ASASSN-14li была открыта в ноябре 2014, когда она разорвала на части подлетевшую слишком близко звезду. Вспышка была достаточно яркой, чтобы ее уловила система оптических телескопов All-Sky Automated Survey for Supernovae.

В рамках нового исследования команда под руководством Диираджа Пашама (Dheeraj Pasham) из МТИ изучила рентгеновское излучение системы ASASSN-14li. Ученые проанализировали данные, собранные обсерваторией Чандра, телескопами Swift space и космическим аппаратом ЕКА XMM-Newton.

Данные показали постоянное мерцание: рентгеновское излучение усиливалось и слабело с периодом в 131 секунду. По словам астрономов, такой сигнал скорее всего создается останками звезды, которые продолжаются крутиться вокруг черной дыры близко к горизонту событий.

Вращение этого “трупика” и позволяет определить скорость вращения материи диска и, соответственно, скорость вращения самой черной дыры — как минимум 50% скорости света (т.е. около 150 млн. м/с.)

ASASSN-14li — NASA/CXC/MIT/D

Скорость, конечно, велика, не уникальна. На сегодняшний день ученые смогли измерить скорость вращения очень немногих сверхмассивных черных дыр, но все они находятся в промежутке от 33 до 84% скорости света.

 —

Исследование было опубликовано в журнале Science. Препринт доступен на сайте arXiv.org.

Следующее: Редкое фото: Земля, Луна и астероид Бенну