Как назвать луну луны?

И вообще, могут ли у лун быть свои луны?

У звезд есть планеты, у планет — спутники, которые мы называем лунами. А могут ли у лун быть свои спутники? И если да, то как они называются?

В статье, опубликованной на сайте препринтов arXiv, астрономы Джуна Колмейер из Научного института Карнеги и Шон Реймонд из Лаборатории астрофизики в Бордо (Франция) назвали их сублунами.

Другие ученые предпочитают термин лунлуны — moonmoon (грубо говоря, Лун Луныч).

Как назвать луну луны?

“А могут ли у лун быть луны?” — спросил Колмейера ее сын в 2014 году. Чтобы ответить, Колмейер с коллегой Реймондом создали компьютерную модель.

В нашей Солнечной системе “лунлунычей” нет. Возможно, слишком много факторов и параметров должны совпасть, чтобы лунлуна вообще могла образоваться. Сублуна должна быть достаточно близко к луне, чтобы быть привязанной гравитацией к ней, а не планете, но слишком близко, иначе ее разорвет на части приливными силами.

Это означает, что и между луной и планетой должно быть достаточное расстояние, чтобы последняя не утянула сублуну к себе.

В Солнечной системе существуют лишь четыре луны, соответствующих этим требованиям: земная Луна, юпитерская Каллисто, а также Титан и Япет у Сатурна.

Остается один ключевой “ингредиент” рецепта — Как вообще сублуна может оказаться на такой орбите?

Что-то должно подтолкнуть булыжник на орбиту с правильной скоростью, чтобы он оказался на орбите вокруг луны, а не планеты или звезды,

 — комментирует Реймонд.

А потом этот хрупкий гравитационный баланс должен поддерживаться. Сама луна, например, не может постепенно отдаляться от планеты, как это делает наша Луна.

Поэтому если лун-лунычи и образовываются, скорее всего средняя продолжительность их жизни очень невелика по космическим меркам.

Как назвать луну луны?

Астроном планетолог Мишель Баннистер из Университета Королевы в Белфасте, прокомментировала исследование:

Думаю, мы с уверенностью можем утверждать, что ни у Сатурна, ни у Юпитера нет сублуны диаметром в несколько километров. Сублуна размером с небоскреб может существовать, но я бы назвала ее лунишкой.

А уж если учесть, насколько сложно засечь даже обычную луну за пределами Солнечной системы, вряд ли нам в скором времени удастся найти хоть одну экзосублуну.

Но ничего, статья является качественной основой для дальнейших исследований вопроса и хорошим дополнением к теории образования систем, планет и их спутников.

| Читайте также о стремительно исчезающих кольцах Сатурна

| Читайте также о гигантских ледяных пиках на юпитерской Европе

 —

Статья находится на проверке, ее можно прочесть на сайте препринтов arXiv.org.

Следующее: Почему звезды мерцают?

Предыдущее: Какую ракету Илон Маск считает лучшей?