• Наука
  • Космос

Люди стерли с лица планеты так много животных, что на восстановление разнообразия понадобится 5 миллионов лет

Нам потребуется всего 50 лет

Команда исследователей из Всемирного союза охраны природы получила неутешительный результат — за следующие 50 лет вымрет так много млекопитающих, что на восстановление природного разнообразия нашей планете понадобится от 3 до 5 миллионов лет.

По их расчетам, в течение 100 лет мы потеряем 99.9% таксонов, находящихся сейчас в критическом состоянии, и 67% видов, находящихся под угрозой исчезновения.

Массовое вымирание живых видов происходило на нашей планете уже несколько раз. 250 миллионов назад, к примеру, вулканическая активность в Сибири стерла с лица планеты 80% всех живых существ. Тогда, да и во время всех пяти периодов массовых вымираний, причиной стала природная катастрофа. На этот раз виноваты мы.

(Matt Davis/Aarhus University)

В исследовании, опубликованном в понедельник в журнале PNAS, ученые из Орхусского университета в Дании подсчитали, как быстро происходит вымирание видов и какой срок потребуется эволюции для восстановления существующего сегодня разнообразия.

Согласно результатам, в лучшем случае нашей планете потребуется от 3 до 5 миллионов лет. А для того, чтобы вернуться к уровню разнообразия живых существ до прихода человека,— от 5 до 7 миллионов лет.

Эволюция не справляется

Эволюция — защитный механизм планеты против потери биоразнообразия. С изменением климата и окружающей среды некоторые из видов вымирают, и на их место приходят новые. Это медленный процесс, на который уходят сотни тысяч лет. Сейчас же эволюция просто не поспевает за той скоростью вымирания, которую спровоцировала человеческая деятельность.

Для вычислений специалисты воспользовались базами данных о видах животных, существующих сегодня и вымерших еще до прихода человека. Они объединили эти данные с информацией о прогнозируемой скорости вымирания в следующие 50 лет. Используя сложные компьютерные модели эволюции, исследователи рассчитали предполагаемый срок восстановления биоразнообразия.

Ученые выбрали оптимистичный подход, основывая свои вычисления на предположении, что человек все же перестанет уничтожать места обитания и провоцировать вымирание таксонов.

Но даже в случае такого оптимистичного сценария, все зависит от того, как быстро разнообразие начнет восстанавливаться. Если в следующие 20–100 лет скорость вымирания не снизится, вымрет еще больше видов, сильнее сократив разнообразие, отмечают авторы исследования.

В своей модели исследователи дали разным видам разную степень значимости. Палеонтолог Мэтт Дэвис, главный автор исследования, приводит в качестве примера землероек. Науке известны сотни видов землероек, так что вымирание пары из них вызовет вымирание всех землероек на планете. А вот саблезубых тигров было всего четыре вида. И как только они все вымерли, их эволюционная история оборвалась.

Именно большие животные — мегафауна — находится под наибольшим риском. Например, у азиатских слонов шанс дожить до 22 века ниже 33%. И существующие сегодня два вида являются последними выжившими видами в группе млекопитающих, к которой принадлежат вымершие мастодонты и мамонты. Буквально в этом году скончался последний в мире самец северного белого носорога.

Исследование позволит ученым выявить уникальные с точки зрения эволюции виды и сфокусировать свое внимания в первую очередь на спасении именно их.

| Читайте также 250 миллионов лет назад более 80% жизни исчезло с лица Земли. Почему?

Следующее: Тёмная материя против Гравитации