• Главная
  • Наука
  • Космос
  • Наскальный рисунок в пещере Борнео оказался на 5000 лет старше предыдущего рекордсмена


Наскальный рисунок в пещере Борнео оказался на 5000 лет старше предыдущего рекордсмена

История нашего изобразительного искусство повзрослела на 5000 лет. На пещерной стене глубоко в лесах о. Борнео археологи только что подтвердили, что изображение какого-то подобия коровы является старейшим известным образцом художественного рисунка.

Находка как минимум на 5000 лет старше предыдущего рекордсмена с соседнего индонезийского острова (Сулавеси). Возраст нового рисунка — от 40 000 до 52 000 лет, то есть он принадлежит Верхнему палеолиту и, соответственно, последнему ледниковому периоду.

О большом количестве рисунков на стенах пещер на востоке Калимантана — индонезийской части о. Борнео, — было известно с 1990-х годов. Но долгое время считалось, что они довольно “новые”, возрастом около 10 000 лет.

Археолог и геохимик Максим Оберт из Университета им. Гриффита (Австралия), ранее работавший над определением возраста пещерных рисунков на соседнем о. Сулавеси, решил провести радиометрический анализ, чтобы подтвердить предположения.

Он протестировал не только рисунки скота — скорее всего, бантенгов, представителей одной из разновидности дикого скота, — но и множество отпечатков рук, разбросанных по всей пещере.

Наскальный рисунок в пещере Борнео оказался на 5000 лет старше предыдущего рекордсмена
Возраст одного из изображенных бантенгов как минимум 40 000 лет. (Luc-Henry Fage)
Старейшим датированным нами пещерным рисунком является изображение неопознанного животного, скорее всего вида дикого скота, до сих пор обитающего в джунглях Борнео. Его возраст минимум 40 000 лет. Оно теперь является старейшим известным образцом изобразительного искусства.

 — объяснил Оберт в официальном заявлении.

Речь идет не только о пещерных рисунках, но обо всех образчиках изобразительного искусства, включая предыдущего рекордсмена — фигурку Человекольва, найденную в Германии. Ее возраст оценивается в 35 000–40 000 лет.

Как датировать наскальный рисунок? 

Ну, если вам повезет — как повезло команде Оберта — за последующие тысячелетия на рисунке нарастет слой камня. Над небольшой частью так-называемого-бантенга нарос слой известникового шпата.

Этот шпат можно подвергнуть методу урано-ториевого датирования (Th/U-метод).

Дождевая вода просачивается через известняк и растворяет небольшое количество урана. Уран радиоактивен и со временем распадается, превращаясь в торий. Фишка в том, объясняет Оберт, что уран растворяется в воде в отличие от тория. Поэтому когда формируется известняк из дождевой воды, в нем изначально содержится уран, но не торий. Взяв образец несколько тысяч лет спустя, по соотношению урана и тория вы сможете определить возраст нароста.

Другие наскальные рисунки в этой пещере тоже важны. Следы рукбыли созданы с помощью похожего красного пигмента, но в разное время. Самый древний — 51 800 лет, два других — минимум 37 200 лет.

Следы рук, сделанные более темно-красной краской, оказались намного моложе — между 20 000 и 21 000 лет. Примерно в это же время в пещере появились новый вид рисунков — человечки, схематично изображенные палочками, а также лодки и геометрические фигуры, нарисованные черной краской.

По словам археологов, это является иллюстрацией культорного сдвига. Примерно 20 000 лет назад искусство сместило фокус с природы на человека и его взгляд на мир. Мы не знаем, кто создавал эти наскальные рисунки и почему, но смена стиля и содержания является заманчивой подсказкой.

Наскальный рисунок в пещере Борнео оказался на 5000 лет старше предыдущего рекордсмена

Скорее всего мы видим приход новой волны людей. Но смена стиля может быть и естественной эволюцией искусства, которая совпала с натиском последнего ледникового максимум и ростом популяции.

Мы знаем, что люди пришли на эти территории примерно 70 000 лет назад, но почему-то не существует настолько древних наскальных рисунков.

Возможно, мы просто их еще не нашли, или нашли, но не датировали. Или же это другая, более поздняя, волна людей, или же мы ошиблись в самом датировании первого прибытия на эти земли наших предков.

Главное, что такие находки важны не только для местной истории. Наскальные рисунки Сулавеси и восточного Калимантана заставляют нас по-новому взглянуть на историю развития мирового изобразительного искусства

Мы зря считаем Европу родиной и центром креативности. Пока предки современных европейцев украшали стены своих пещер, на другой стороне мира этим же занимались их собратья на Борнео.

 — 

Исследование было опубликовано в журнале Nature.


Следующее: Доктрина вечного льда

Предыдущее: Квази-радиоисточник



Поделиться!