Крутящий момент: объясняем школьной физикой

Крутящий момент: объясняем школьной физикой

Крутящий момент - это одна из характеристик двигателя, на которую почему-то не всегда обращают внимание. Так ли она важна для понимания возможностей мотора? Давайте разберемся:

Прежде всего крутящий момент - это произведение силы на плечо этой силы, из чего и складывается единица измерения в СИ: Н*M. Т.е. сила давления внутри цилиндра, передаваема поршню и от него уже коленвалу. Получается, крутящий момент можно увеличить двумя способами: повысить давление внутри цилиндра, либо увеличить радиус коленвала.

Мощность  - это результат деления совершенной работы на время. Работа, как мы помним еще из курса физики - это произведение силы на расстояние, а так как во время работы мотора шатун описывает окружность, то можно судить о том, что расстоянием будет являться как раз длина этой окружности. Получаем интересный результат: мощность прямо пропорциональна крутящему моменту и числу оборотов двигателя (это следует из не очень сложных, но нудных математических вычислений и преобразований формул). Это были скучные размышления, но зато теперь мы знаем, что при увеличении крутящего момента, та же мощность будет достигаться при меньших оборотах двигателя, т.е. та самая “тягучесть”, ведь стартуют зачастую с небольших оборотов.

Зачастую дизельные двигатели менее оборотистые, чем бензиновые, но зато у них больше крутящий момент, вот и получается, что один параметр компенсируется другим. Но определить однозначно что же лучше - невозможно. Но не стоит забывать, что при более высоких оборотах износ двигателя идет все-таки быстрее, ведь элементарную силу трения никто не отменял.

Крутящий момент увеличивают путем установки более громоздких моторов (в них плечо силы будет больше) при этом не увеличивая степень сжатия мотора, что играет немаловажную роль в его ресурсе. Так и получается: в большинстве случаев на легковые автомобили устанавливают более экономные небольшие бензиновые двигатели, ведь здесь не требуется запредельный ресурс двигателя, но требуется именно экономичность, а на тягачи ставят большие дизельные, поскольку важна “тягучесть” и ресурс.