ПРЕДИСЛОВИЕ

ПРЕДИСЛОВИЕОдним из важнейших элементов традиционной культуры любого народа являются так называемые боевые, или воинские искусства. Они включают в себя различные единоборства с оружием и без оружия, воинские игры, состязания и упражнения, воинские танцы и ритуалы, то есть все то, что прямо или косвенно направлено на подготовку человека к сражению с врагами.

Традиционные боевые искусства разных народов во многом похожи друг на друга, и в то же время каждое из них имеет свои специфические особенности. Однако, нельзя разделять их на «плохие» и «хорошие», «менее развитые» и «более развитые». Каждый народ создал такие боевые искусства, посредством которых он мог адекватно решать стоявшие перед ним задачи. Разумеется, чем более воинственной была история конкретного народа, тем большую роль в его культуре играли такие искусства.

Сейчас нередко говорят о так называемых «общечеловеческих» ценностях, якобы единых для всех рас и народов. По моему убеждению, таких ценностей нет. Представителю любого народа, любой национальной группы и любой религии наиболее ценным кажется прежде всего то, что является «родным» именно для него. Видимо, именно в качестве противовеса процессу глобализации мировой экономики, информационных потоков и идеологических концепций в последние десятилетия в Европе сильно возрос интерес к национальным культурным ценностям.

Эта книга посвящена традиционным боевым искусствам народов Западной Европы. Многие из них ныне безвозвратно утрачены. Поэтому они мало известны не только русскоязычным читателям, но и подавляющему большинству европейцев.

К сожалению, история и специфика традиционных систем воинского воспитания очень слабо освещены в исторической науке и в этнографии. Поэтому, полное их освещение пока невозможно. Моя цель была гораздо скромнее: описать хотя бы наиболее яркие фрагменты традиционной воинской культуры европейских народов. При этом, я хотел посвятить отдельную главу традициям каждого из них. Но сделать это так и не удалось. Причина заключается в недостатке источников и особенной трудности доступа к тем из них, которые написаны на малоизвестных языках (например, на бретонском, гэльском, рето-романском и т.п.).

Весь собранный материал я сгруппировал в соответствии с принятым в этнографии делением Европы на пять основных зон: Северо-западную, Северную, Центральную, Южную (романоязычную) и Юго-Восточную. Три из них (Юго-Восточная, Северная и Северо-западная зоны) рассмотрены в общих главах, другие - более подробно. И хотя я приложил максимум усилий для систематизации материала, читателям следует помнить, что история и этнография - науки описательные, самой сути которых присущи пробелы и неточности.