НЕСОСТОЯВШАЯСЯ ЭКСПЕДИЦИЯ

6 сентября 1522 года в испанскую гавань Сан-Лукар вошло изрядно побитое судно. На его борту с трудом можно было прочитать надпись Victory («Победа». — Авт.). Обломанные мачты, потертые, а во многих местах порванные паруса, обшарпанные и избитые морскими волнами борта и надстройки представляли собой печальное зрелище. Да и члены экипажа не были похожи на триумфаторов. Обросшие, в рваной одежде, они скорее походили на стариков, нежели на отчаянных молодцов, которым «море по колено».

Не было в тот день ни торжественных речей, ни оглушительных оваций. Бородачи сели в шлюпки, подошли к берегу и, не обращая внимания на шарахавшихся от них прохожих, поспешили в церковь, чтобы поставить свечки 235 несчастным, так и не увидевшим родной берег.

Тридцать человек и одно судно — это все, что осталось от экспедиции Фернана Магеллана, вышедшей из этой гавани 20 сентября 1519 года на пяти парусных кораблях. Участники экспедиции мечтали достичь сокровищницы пряностей — Молуккских островов. И добились своего. Правда, дорогой ценой. Погиб ее руководитель — Магеллан, погибла большая часть команды; океан поглотил четыре из пяти судов. Но, несмотря на огромные потери, эти люди сделали то, что до них не удавалось совершить никому: впервые в мире на кораблях они обошли вокруг Земли и еще раз доказали, что она вовсе не покоится на китах, а имеет форму шара. Но и это не главное. Главное то, что завершившаяся экспедиция, принесшая славу и мировую известность ее организатору — Магеллану, показала, что люди сильнее стихии, что человеку под силу преодолеть любые трудности, если у него есть мечта и ясная цель.

Прошли годы. Подробности экспедиции Магеллана стали достоянием истории. Но они не канули в вечность. Мысль о совершении подобных плаваний одолевала не только искателей приключений и сокровищ, но и ученых, ставивших во главу угла изучение Мирового океана, открытие новых земель.

В России впервые мысль о плавании вокруг света возникла еще в 1732 году. Президент Адмиралтейств-коллегий  Н. Ф. Головин и адмирал Сандерс предложили тогда организовать экспедицию на Камчатку морским путем вокруг Южной Америки. Через тридцать два года вновь на Камчатку планировалось направить экспедицию П. К. Креницына — М. Д. Левашова. А в 1781 году с такой же идеей выступил вице-президент Адмиралтейств-коллегий И. Г. Чернышев. Но ни одна из намеченных экспедиций не состоялась ввиду самых непредвиденных обстоятельств.

Наиболее реальной и осуществимой должна была стать экспедиция под руководством опытного русского морского офицера Г. И. Муловского.

22 декабря 1786 года вышел высочайший указ императрицы Екатерины II Адмиралтейств-коллегий «об отправлении из Балтийского моря 2-х судов в Восточный океан для охранения права нашего на земли,    открытые    мореплавателями».

«Повелеваем нашей Адмиралтейств-коллегий, — гласил указ,— отправить из Балтийского моря два судна вооруженный по примеру употребленных капитаном английским Куком и другими мореплавателями для подобных открытий и две вооруженный же шлюпки морскня или другие суда по лучшему ея усмотрению, назнача им объехать мыс Доброй Надежды, а оттуда продолжая путь через Зондский пролив и оставя Японию в левой стороне, идти на Камчатку...»

В соответствии с указом началась подготовка экпедиции. Подробности по ее организации автору удалось найти в небольшой брошюрке «Предприятие императрицы Екатерины II для путешествия вокруг света в 1786 году». Брошюра была издана в Санкт-Петербурге в 1890 году. Ее автор Л. И. Голенищев-Кутузов, родственник фельдмаршала Кутузова (сын двоюродного брата отца великого полководца). Появление этого небольшого исторического труда не было случайным. Логгин Иванович Голенищев-Кутузов с 1785 года служил на флоте, участвовал в морских войнах со Швецией. В 1827 году был назначен председателем ученого комитета   морского   министерства.

Основанием для публикации, по-видимому, явилась напечатанная в русской политической и литературной газете «Северная пчела» речь вице-адмирала П. И. Рикорда. Обращаясь к И. Ф. Крузенштерну, П. И. Рикорд заявил: «Никогда не забудут русские, что Вам «обязана была Россия первою мыслию „путешествия вокруг света"».

«Сие слова сугубо удивили тех, — пишет Л. И. Голенищев-Кутузов, — кому известно, что не только имели мысль о путешествии вокруг света, но для сего приготовлен был отряд, когда Иван Федорович Крузенштерн был кадетом в морском корпусе».

Наверное, автор хотел напомнить читателям и о том, что одним из организаторов экспедиции был его отец, Иван Логгинович Голенищев-Кутузов, опытный моряк и писатель.

В 1764 году Иван Логгинович Голенищев-Кутузов был назначен наставником    по    морской    части к цесаревичу Павлу, сыну Петра III и Екатерины II, с 1796 года — российскому императору. Опыт и глубокие знания морского дела позволили добиться И. Л. Голенищеву-Кутузову довольно высоких постов. В течение сорока лет он руководил морским кадетским корпусом, а затем был назначен президентом Адмиралтейств-коллегий. Поэтому не случайно именно он занимался подготовкой необходимых инструкций «по ученой части» для намечающейся экспедиции вокруг света.

Как бы то ни было, небольшая книжка Логгина Ивановича Голенищева-Кутузова представляет несомненный интерес, поскольку повествует еще об одной очень важной странице замечательной истории отечественного Военно-Морского Флота.

Получив высочайший указ, Адмиралтейств-коллегия распорядилась подобрать для похода суда, которые по своим тактико-техническим данным не уступали бы судам известного английского мореплавателя Джеймса Кука. После тщательного отбора остановились на двух довольно прочных и мореходных кораблях— «Соловки» и «Холмогоры», на кораблях чуть меньшего размера — «Соколе» и «Турухтане» и на транспортном судне, предназначенном для перевозки в Охотский порт промышленных и строительных материалов.

Капитаном самого большого корабля и начальником экспедиции был утвержден И. Г. Муловский. Кто же он, начальник первой русской экспедиции вокруг света? Почему именно ему была оказана такая большая честь и такое высокое доверие? Ведь на русском флоте, к тому времени одержавшем целый ряд блистательных морских побед, разгромившем в войнах флоты целых государств, имелось немало талантливых офицеров, способных управлять боевыми кораблями в сложнейших условиях и отлично знающих морское дело.

Григорий Иванович Муловский был человеком неординарным. Книгочей, природовед, ценитель искусств, он жадно впитывал в себя все, что дарила ему жизнь. Но главной его страстью было море: вне морской службы он не мыслил себя. Его всегда манили неизведанные земли, дальние страны. Еще гардемарином напросился он в поход в Англию и прекрасно проявил себя в нем. Важными и полезными для него как моряка стали плавания, в которые он ходил с 1772 по 1782 год, сначала мичманом, затем лейтенантом и, наконец, капитан-лейтенантом. Тогда Муловскому, по сути дела, удалось побывать во всех европейских морях, вновь посетить туманный Альбион, изучить Италию.

Так что к моменту формирования экспедиции Г. И. Муловский был уже опытнейшим мореплавателем, широкообразованным человеком, владеющим четырьмя иностранными языками. Он пользовался непререкаемым авторитетом у офицеров, уважением у матросов. Назначение его начальником экспедиции было оправданным.

Однако это назначение прибавило ему забот, помимо подготовки кораблей к длительному и опасному плаванию, Муловскому приходилось заниматься вопросами снабжения, отбором участников похода, составлением и уточнением целого ряда инструкций и деловых бумаг. Он целиком и полностью отдавал себя этому важному делу — подготовке путешествия вокруг света.

О серьезности намеченного предприятия говорит и такой факт. Для проведения в этом походе метеорологических и физических наблюдений Адмиралтейств-коллегия пригласила известного путешественника профессора Форстера, участвовавшего в одной из экспедиций Кука. Казна расщедрилась на этот раз. Только на путевые издержки из Вильны, где находился профессор, до Петербурга ему выделили 5400 рублей, жалованья положили 3000 рублей. А по завершении экспедиции ему устанавливалась пенсия в размере 1500 рублей в год, переходящая после его смерти жене. В ту пору это были немалые деньги.

Одновременно с Форстером подобное приглашение получили доктор медицины и хирургии Сомеринг, астроном Белли и четыре художника, весьма «искусных в рисовании».

Разработкой научной документации наряду с И. Л. Голенищевым-Кутузовым занимался выдающийся русский естествоиспытатель, академик Петербургской Академии наук Паллас. Тогда же он готовил, а в 1768 году и возглавил экпедицию Академии наук по изучению областей России. Результатом этой экспедиции явился большой труд Палласа — «Путешествие по различным провинциям Российского государства».

Следует отметить, Академия наук уделяла кругосветному путешествию внимание ничуть не меньшее, чем Адмиралтейств-коллегия. Пять офицеров и несколько штурманов учились в ее стенах правильно делать точнейшие астрономические наблюдения, умело использовать приборы для научной работы. Их подготовкой занимался русский астроном, академик Петербургской Академии наук П. Б. Иноходцев. Историк астрономии, видный ученый рассчитывал, что военные моряки совершат не одно открытие, — так велико было их желание сделать это. Он с гордостью докладывал начальству экспедиции, что его ученики приобрели в академии все необходимые им для великого плавания знания.

Предусмотрели, казалось бы, все мелочи: «...морские провизии и особенно съестные припасы, предохраняющие от цинги и все для того, потребные лекарства, одежды для теплых и холодных климатов... для произведения мены и торга».

По велению императрицы Екатерины II на Монетном дворе были выбиты 1200 медалей в честь данного события: ПО золотых, 430 серебряных и 660 медных.

Таким образом, к походу все было готово. Корабли в любое время могли выбрать якоря, поднять паруса и идти навстречу испытаниям.

Но... Но обстоятельства не позволили осуществить намеченную экспедицию. Помешала начавшаяся в июне 1788 года война со Швецией.

Потерпев поражение в Северной войне, Швеция неоднократно пыталась захватить у России балтийские берега и установить утраченное господство на Балтийском море. Воспользовавшись тем, что главные силы русской армии были сосредоточены на юге, где находился театр военных действий русско-турецкой войны, Швеция предъявила необоснованные территориальные претензии и, не дожидаясь ответа русского правительства, без объявления войны 21 июня 1788 года напала на таможенную заставу у крепости Нейшлот и захватила русское торговое судно. Русско-шведская   кампания   началась.

И уже 26 июня 1788 года русский флот под командованием адмирала С. К- Грейга вышел в море навстречу шведскому флоту. Одним из 17 линейных кораблей — «Мстиславом» — командовал бывший начальник экспедиции Г. И. Муловский. Под его покровительством    находился,   досрочно выпущенный из морского корпуса, И. Ф. Крузенштерн. В Гогландском сражении, состоявшемся 6 июля этого же года и продолжавшемся около пяти часов, произошло боевое крещение Крузенштерна. В том сражении на фрегате «Подражислав» участвовал и Ю. Ф. Лисянский.

Оба они заслужили одобрение своих начальников за проявленные в бою смелость и мужество.

После окончания войны Крузенштерн и Лисянский рассчитывали принять участие в экспедиции Муловского. Но судьба распорядилась иначе.

15 июля 1789 года в сражении у острова Эланд капитан бригадного ранга Григорий Иванович Муловский, командуя кораблем, находящимся под прицельным огнем шведов, погиб в бою. Погиб как герой, погиб, так и не осуществив своей мечты — совершить кругосветное плавание. Его воспитанник Иван Федорович Крузенштерн поклялся сделать это. И слово свое он сдержал. 27 июля 1803 года шлюпы «Надежда» и «Нева» под командованием И. Ф. Крузенштерна и Ю. Ф. Лисянского вышли в море.

Они шли курсом Муловского.