СПИД в СССР

Возможно ли побороть СПИД? Может ли он быть связанным с загрязнением окружающей среды?

С. Железник, 15 лет, Николаев

Отвечает В. В, Покровский, кандидат медицинских наук, заведующий СНИЛЭП СПИД.

Развитие человеческого общества влияет как на природу в целом, так и на взаимоотношение с ее отдельными Звеньями, которыми являются, в частности, бактерии и вирусы. Даже простое увеличение численности населения, естественно, увеличивает и риск встречи с ранее * неизвестным вирусом.

Для появления новой заразной болезни необходимы, как минимум, два условия: первое — способность новой разновидности микроорганизма размножаться внутри человеческих сфер; второе — механизм передачи этого микроба от человека к человеку. Обычно паразитами человека становятся или условно-патогенные виды микроорганизмов, которые в силу законов эволюции теряют способность к независимому существованию, или паразиты животных, приспособившиеся к жизни в человеческом организме и к передаче от человека человеку.

Вирус иммунодефицита человека (ВИЧ), возбудитель СПИДа, паразитирующий в клетках крови и способный в естественных условиях передаваться от человека к человеку, был, по-видимому, «приобретен» у обезьян. Однако в возникновении новой болезни большую роль сыграли и особые социальные условия, содействующие распространению инфекции.

Половая жизнь является одним из неотъемлемых факторов человеческого существования, который обеспечивает воспроизводство человека как вида. При половых сношениях может происходить передача различных микробов и вирусов. Этим обусловлено существование многих видов паразитов человека, таких, как возбудители сифилиса, гонореи. Болезням "такого рода, которые не казались достаточно опасными, поскольку распространялись относительно медленно и успешно лечились, общественное мнение не уделяло должного внимания. Это пренебрежение привело не только к повсеместному росту заболеваемости гонореей и сифилисом, но и сыграло негативную роль в борьбе против СПИДа, который также распространяется преимущественно половым путем.

В 1985—1986 годах были открыты обезьяний ретро-вирус четвертого типа и ВИЧ-2 (вариант вируса, вызывающий СПИД, отличающийся от ВИЧ-1 рядом генетических признаков). Эти вирусы рассматриваются в настоящее время как промежуточные между ретровирусами животных и человека, возникающие в процессе эволюции. По-видимому, скоро будут сделаны открытия, окончательно проливающие свет на происхождение вируса СПИДа.

Прежде всего вирус должен быть мутантом, способным приспособиться к паразитированию у человека. Такой мутант мог появиться в ходе естественной эволюции. Что может увеличить число мутаций? Повышенная радиоактивность и некоторые химические агенты. Кстати, в некоторых районах Центральной Африки отмечена повышенная радиация за счет огромных залежей урановых руд, так называемых урановых котлов. Вирус мог эволюционировать в современную форму и попасть в организм человека, на который в настоящее время воздействуют многие мутагенные факторы.

Можно высказать еще одну гипотезу о происхождении ВИЧ. В XX веке широко распространились инъекционные медицинские процедуры, переливание крови, внутримышечное и впутрисосудистое введение лекарственных веществ, позднее — и трансплантация органов. Именно такой перевивкой (пассажем) Луи Пастер в свое время получил вакцинный, ослабленный вариант вируса бешенства. В процессе пассажа возможно формирование и более слабых, и более вирулентных, то есть опасных, форм.

Повлияли ли на изменение свойств обезьяньих вирусов испытания ядерного оружия или какие-либо химические вещества? В настоящее время трудно ответить конкретно. Вопрос не изучен, не имеется об этом даже косвенных данных. Страсть к сенсациям заставила авторов газеты «НТР» утверждать, что есть связь между чернобыльской аварией и вспышкой инфекции вирусом иммунодефицита в Элисте, возникшей спустя два года. На самом же деле вирус в Элисту попал из Конго вместе с человеком, работавшим там еще в 1981 году, то есть за пять лет до чернобыльской трагедии.

Обилие различных мутагенных факторов, рост численности населения в ближайшие десятилетия, несомненно, приведут к появлению новых болезней или усилению угрозы от ранее известных, безвредных микробов. Что касается вируса СПИДа, то особенности его жизненного цикла исключают возможность заражения по воздуху и с пищей. Если же такая мутация произойдет, то ВИЧ утратит способность вызывать СПИД. Но на смену ВИЧ могут прийти другие вирусы... Могут сыграть свою роль и хозяйственные мероприятия. Централизация мясо-молочного производства, например, увеличивает риск распространения сальмонеллеза, так как материал от одного больного животного может заразить всю партию продукта.

Таким образом, борьба с инфекционными болезнями и эпидемиями будет и в далеком будущем постоянной заботой человечества.

От редакции

В начале 80-х годов в Европе вышел в свет роман польского писателя-фантаста Станислава Лема «Осмотр на месте». Врач по образованию, долгие годы занимавшийся теорией эволюции, автор предугадал в этом романе появление вирусов, подобных вирусу СПИДа, у которых продолжительный латентный период сочетается с максимальной вирулентностью и стопроцентной летальностью, связанной с разрушением клеток, ответственных за иммунитет в организме. Только у Лема вирус еще и «летает», то есть передается воздушно-капельным путем.

Писатель считает, что патогенный вирус является мощным фактором эволюции биосферы. Вирусам отводилась роль посредников в передаче генов как промежуточной форме между живой и неживой природой и ранее. Лем утверждает, что особая патогенность вируса СПИДа для нового хозяина, человека (а впервые этот вирус был обнаружен в организме зеленых макак в Африке) — эволюционно новое качество и эта эволюция приведет к «гуманизации» («очеловечиванию») опасного вируса. Это так. Ведь после вторжения вирус приводит в действие свою генетическую программу, вводя собственные гены в геном хозяина. Автор это называет «новой стратегией паразитов».

Сейчас уже нет сомнения в том, что виновником пандемии 1981 года, начавшейся скрыто еще в 50-х годах, был первый известный науке ретровирус человека из группы лентивирусов (микроорганизм с продолжительным, более пяти лет, инкубационным периодом). Его назвали ВИЧ. Это был возбудитель СПИДа. ВИЧ высокомутантен (быстро образуются его разновидности), к нему не вырабатывается в организме иммунитет, идет так называемый «антигенный дрейф». К тому же вирус уничтожает иммунные клетки хозяина, который становится абсолютно беззащитным перед любой, даже легкой инфекцией.

Идея Лема о вирусе, способном вызывать глубокие изменения генотипа хозяина в процессе их обоюдной эволюции, нова и для научных кругов, которые очень заинтересовались ею. Писатель считает, что лекарство против вируса СПИДа создать невозможно, как нельзя восстановить погибшие клетки. Вирус можно обезвредить либо до его проникновения в лимфоциты, либо уничтожить внутри клетки до его активизации. Для этого нужно изучить топологическую структуру всего вируса и возможности его изменчивости, а не отдельные, уже известные части паразита, на которые пытаются изобрести вакцину. Только тогда станет возможным синтез, соединения, точно «подогнанного по мерке» возбудителя СПИДа, которое и станет эффективным средством для борьбы с вирусом.