СРЕДИ ОБЛАКОВ

А в это время человек учился летать. Разворачивая газеты, листая

журналы, люди искали сообщения об успехах молодой авиации. Имена первых летчиков все знали, как сейчас знают имена первых космонавтов. «Тогда была еще самая ранняя весна авиации, — вспоминал Морозов, — и все было так свежо и ярко».

В Шлиссельбургской крепости во время коротких прогулок в загончике он с завистью смотрел на реющих под облаками стрижей и ласточек. Какая дивная картина открывается им с высоты! «И сколько раз, — рассказывал Морозов, — улетал я в мечтах не только за облака, но и за пределы нашей атмосферы».

Впервые он поднялся на аэроплане (так назывались в ту пору самолеты) осенью 1910 года. Он уже был членом Всероссийского аэроклуба, незадолго до того возникшего, и это помогло ему.

Взять его с собой в воздух согласился молодой авиатор Лев Мациевич. Поднялись на «Фармане», самолете-биплане, «летающей этажерке». Вылетев далеко за пределы летного поля (на это решались тогда лишь самые отважные), они промчались над окраинами столицы и благополучно возвратились на Комендантский аэродром.

Впечатления Морозова от этого первого воздушного путешествия, «воздушного крещения», были огромны. Николай Александрович много раз рассказывал о них, называя авиаторов «пионерами великого будущего».

Но покорение воздуха достигалось дорогой ценой. Прошло всего девять дней после полета Морозова, и на его глазах трагически погиб летчик Мациевич. «Фарман», на котором они недавно летали, разрушился в воздухе.

Катастрофа эта не отпугнула Морозова от авиации. Не раз, рискуя жизнью, поднимался он в небо на хрупких  самолетах  того  времени.

Затем начались его полеты на воздушных шарах, аэростатах. Вместе с другими аэронавтами он поднимался на высоту нескольких тысяч метров и пролетал вдаль сотни верст. Опускаться им приходилось в глухих лесных дебрях, среди топких болот и после этого с трудом выбираться оттуда.

Но полеты интересовали Морозова не только сами по себе. Ему хотелось использовать их в научных целях. И случай для этого скоро представился.

4 апреля 1912 года произошло полное солнечное затмение. Астрономы наблюдали его в телескопы с Земли. Морозов тоже участвовал в наблюдении затмения, но все исследования провел с аэростата. Мало того, он делал с высоты специальные снимки земной поверхности, изучал атмосферу, проводил и метеорологические наблюдения.

Два года спустя он совершил новый научный полет на воздушном шаре. В этот раз изучалось влияние полета на организм человека. Может быть, тогда и пришла ему мысль надевать на аэронавтов при высоких подъемах особые костюмы, скафандры, прообразы тех, что в наше время надевают летчики и космонавты.