ПРОИЗВОЛЬНАЯ ПРОГРАММА

ПРОИЗВОЛЬНАЯ ПРОГРАММАПроизвольная программа-набор упражнений разной степени трудности, подобранный спортсменом вместе с тренером и составленный в единую, цельную композицию. Состязания по произвольной программе - это составная неотъемлемая часть соревнований в акробатике, гимнастике спортивной и художественной, фигурном катании на коньках и некоторых других видах спорта. В произвольной программе спортсмен демонстрирует самые сильные и эффектные стороны своего мастерства. Требования, которые предъявляют к произвольной программе, достаточно высоки.

В подобранных комбинациях упражнений каждое сочетание или совмещение должно оставлять хорошее зрительное впечатление, быть оригинальным, непохожим на другие и оптимально трудным для данной возрастной группы, пола, спортсмена, его спортивной квалификации.

Хорошее зрительное впечатление достигается подбором разнообразных медленных, быстрых, резких и плавных движений и их четким исполнением. Незабываемы выступления по произвольной программе наших мастеров акробатики - М. Кухаренко и Н. Тищенко, гимнастики - Е. Мухиной, М. Филатовой, Н. Андрианова; фигурного катания - И. Родниной и А. Зайцева, Л. Пахомовой и А. Горшкова, Ю. Овчинникова; художественной гимнастики - Г. Шугуровой, И. Дерюгиной.

Оригинальные упражнения высшей трудности, придуманные спортсменами вместе с тренерами для своих произвольных комбинаций, осваивают многие спортсмены, и постепенно они входят в программу вида спорта, обогащают его технику. Так, например, в спортивной гимнастике широкое распространение и известность получили такие упражнения высшей трудности, как «петля Корбут», «вертушка Диомидова», «прыжок Цукахара». В фигурном катании многие сложные прыжки названы именами их первых исполнителей: «сальхов», «риттбергер», «лутц» и т. д.

В каждом виде спорта произвольные программы имеют свои особенности. Например, вольные упражнения в гимнастике должны иметь определенный композиционный рисунок, быть динамичными, содержать разнообразные соединения упражнений, акробатические и танцевальные элементы (у женщин) и статические положения - стойки, мосты, равновесия, шпагаты. При этом трудность всех частей комбинации должна быть равномерной. У женщин вольные упражнения проводятся под музыку, при этом должно быть гармоническое совпадение гимнастической комбинации и музыки.

Основу произвольных программ на перекладине составляют, как правило, сочетания больших оборотов с другими элементами; в комбинациях на параллельных брусьях также преобладают маховые движения, различные стойки на руках и элементы под и над жердями и сальто.

Очень сложны произвольные программы у женщин на разновысоких брусьях и бревне. Они включают в себя всевозможные махи, перемахи, сальто, большие обороты, перелеты с жерди на жердь (брусья), разнообразные шаги, повороты, шпагаты, сальто (бревно). В гимнастике очень важна концовка произвольной программы - соскок со снаряда. У мастеров высокого класса она включает в себя, как правило, труднейшие элементы: двойные и даже тройные сальто согнувшись, прогнувшись, с поворотами. В фигурном катании произвольные про(раммы исполняются под музыку.

Составление программы, как правило, начинается с подбора музыки, которая наилучшим образом подходила бы к стилю исполнения, характеру спортсмена или пары спортсменов и помогала бы показать мастерство спортсмена. Учитывается и предполагаемый темп выполнения. Произвольные комбинации в фигурном катании строятся на сочетании простых и сложных элементов: дуг, шагов, переходов, прыжков, поддержек.

В одиночном катании за последние годы увеличилось количество различных прыжков, которые выполняются в два, два с половиной и даже три оборота.
Все более усложняются произвольные программы и у представительниц художественной гимнастики. В этом виде спорта с произвольными программами выступают целые команды, где особенно важна согласованность движений всех гимнасток. Согласованность достигается подбором упражнений той степени трудности, что может быть успешно освоена всеми спортсменами. Малейшее же отклонение от синхронности движений строго наказывается судьями. Они также оценивают и композицию, и ее соответствие музыкальному сопровождению.