АВИАЦИЯ

АВИАЦИЯ

Это слово произошло от латинского avis — птица. Мечта людей летать, как птицы, и послужила отправным толчком к зарождению авиации. Первые чертежи «птицелетов» — летательных аппаратов тяжелее воздуха — были обнаружены среди бумаг Леонардо да Винчи. Однако уровень техники того времени не позволил великому итальянцу осуществить свои замыслы, и со временем его идеи были забыты.

В течение сотен лет лишь одна разновидность летательных аппаратов тяжелее воздуха исправно поднималась в воздух — воздушные змеи. Они послужили прототипом планеров, построенных в 1890-х гг. немецким изобретателем О. Лилиенталем. Воздушный змей исправно помогал в многочисленных опытах русскому морскому офицеру А. Ф. Можайскому, летательный аппарат которого с паровым двигателем имел все основные узлы современного самолета: фюзеляж, крылья и хвостовое оперение... Построенный в 1882 г., этот летательный аппарат потерпел аварию во время испытаний. А на дальнейшие опыты у Можайского не было средств. С опытов с воздушным змеем начинали и изобретатели самолета с двигателем внутреннего сгорания — американцы братья У. и О. Райт. 17 декабря 1903 г. созданный ими летательный аппарат поднялся в воздух. К 1908 г. они добились устойчивого управляемого полета продолжительностью до 1,5 ч.

С началом XX в. авиация развивается очень быстрыми темпами. Во всем мире изобретатели создают одну за другой различные конструкции самолетов. Не отстают от зарубежных коллег и русские инженеры. В 1909— 1914 гг. Я- М. Гаккель, Д. П. Григорович, В. А. Слесарев и другие конструкторы создали целый ряд самолетов, не уступающих по своим летным качествам зарубежным образцам. В 1912 г. Б. Н. Юрьев разрабатывает проект первого в мире вертолета. В 1913 г. инженер И. И. Сикорский создал уникальный тяжелый самолет «Русский витязь», а затем 4-моторный самолет-бомбардировщик «Илья Муромец».

Успешно развивались и теоретические основы авиации. Русские ученые Н. Е. Жуковский, С. А. Чаплыгин внесли важный вклад в создание аэродинамики, ставшей научным руководством для конструкторов самолетов и летчиков.

Однако, несмотря на успехи русской науки и техники, собственной авиационной промышленности в дореволюционной России не было. Царское правительство предпочитало покупать самолеты за границей.

После Октябрьской революции началось бурное развитие авиации. В 1918 г. при прямом участии В. И. Ленина был создан Центральный аэрогидродинамический институт (ЦАГИ) во главе с Н. Е. Жуковским, ставший центром авиационной науки. По всей стране проходит сбор средств на создание Красного

воздушного флота. В 1923 г. организуется «Общество друзей воздушного флота»— предшественник Аэрофлота. Одна за другой в воздух поднимаются крылатые машины, построенные советскими инженерами, техниками, рабочими.

В 20-е гг. в стране начинают работать конструкторские бюро (КБ) под руководством А. Н. Туполева, Н. Н. Поликарпова, Д. П. Григоровича и других конструкторов. В 1923 г. в КБ А. Н. Туполева был сконструирован первый самолет-моноплан АНТ-1. В 1924 г. в воздух поднялся первый цельнометаллический многоместный самолет АНТ-2. Летом того же года на воздушной линии Москва — Нижний Новгород начали летать первые советские пассажирские самолеты АК-1. В 1925 г. советская авиация выходит на международные трассы. В эти же годы в стране успешно начинает развиваться и своя собственная моторостроительная промышленность. В специализированных конструкторских бюро под руководством В. Я. Климова, А. Д. Швецова, А. А. Микулина создаются первые конструкции отечественных авиационных двигателей. Истребитель И-5, самолет-разведчик Р-5, тяжелый бомбардировщик ТБ-1 развивают огромные по тем временам скорости —230— 280 км/ч.

В 30-е гг. мощная авиационная промышленность Советского Союза выпускает истребители И-15 и И-16, скоростной бомбардировщик СБ, самолет К-5 для гражданской авиации и многие другие самолеты. 5—13 апреля 1934 г. самолеты АНТ-4, Р-5 и некоторые другие вывезли 104 человека с места гибели ледокола «Челюскин», затонувшего в Беринговом   проливе.   За   эту  операцию  летчики A. В.   Ляпидевский,   С.   А.   Леваневский, B. С. Молоков, Н. П. Каманин, М. Т. Слепнев, М. В. Водопьянов, И. В. Доронин были первыми удостоены высокого звания Героев Советского Союза. Еще три года спустя, 18—20 июня 1937 г., экипаж в составе В. П. Чкалова, Г. Ф. Байдукова и А. В. Белякова на самолете АНТ-25 совершил беспосадочный перелет по маршруту Москва — Северный полюс—Ванкувер (США), покрыв за 63 ч 16 мин расстояние 8504 км. Вслед за ними 12—14 июля второй экипаж в составе М. М. Громова, А. Б. Юмашева и С. А. Данилина тоже на самолете АНТ-25 пролетел без посадки по маршруту Москва — Северный полюс — Сан-Джасинто (США). Советские пилоты установили мировой рекорд беспосадочного полета: за 62 ч 17 мин они покрыли расстояние 10 148 км. Еще один мировой рекорд установил наш женский экипаж в составе В. С. Гризодубовой, П: Д. Осипенко и М. М. Расковой. На самолете «Родина» девушки пролетели над территорией нашей страны 5 908 км за 26 ч 29 мин.

В годы Великой Отечественной войны были разработаны и поступили в производство новые типы самолетов, которые обеспечили несомненное превосходство советской авиации над фашистской. Это истребители Ла-5 и Ла-7 конструкции С. А. Лавочкина, Як-3 и Як-9 А. С. Яковлева, МиГ-3 А. И. Микояна и М. И. Гуревича, бомбардировщики Пе-2 и Пе-8 В. М. Петлякова, Ту-2 А. Н. Туполева и др. Противотанковый самолет-штурмовик Ил-2 конструкции С. В. Ильюшина гитлеровцы называли «черной смертью».

После войны советская авиация стала переходить на реактивные самолеты. Начатые еще в 1941 г. работы над созданием ракетного самолета Би-1 привели к созданию целого семейства «безвинтовых» летательных аппаратов— МиГ-9, Як-15, Ла-15. По своим летным качествам истребитель со стреловидным крылом МиГ-15 превосходил все машины этого класса. Тогда же были выпущены бомбардировщики Ил-28 и Ту-14, а также первый серийный вертолет Ми-1.

В 1950-е гг. конструкторы и летчики начали штурм звукового барьера. Одним из первых в мире преодолел этот барьер самолет МиГ-19 конструкции А. И. Микояна и М. И. Гуревича.

Не оставались в долгу конструкторы и перед гражданской авиацией. Творческим коллективом под руководством А. Н. Туполева был разработан первый в мире пассажирский реактивный самолет Ту-104, а 31 декабря 1968 г. состоялся первый в мире полет сверхзвукового   пассажирского   самолета   Ту-144.

На линиях средней протяженности стали летать самолеты Ил-12 и Ил-14 конструкции С. В. Ильюшина. В 1960-е гг. на воздушные линии страны вышел один из самых больших в мире транспортных самолетов Ан-22 «Антей», разработанный в конструкторском бюро О. К. Антонова. На «Антее» установлены 4 турбовинтовых двигателя мощностью 11 МВт каждый.

Славно послужили в авиации самолеты Ил-18, Ту-114, Ту-124...

Также воздушные линии страны обслуживают самолеты Ил-62 и Ил-86, Як-40 и Як-42, Ту-134 и Ту-154. Действуют на линиях Аэрофлота транспортные самолеты Ил-76 и Ан-124 «Руслан».

Сегодня наша авиация может в короткие сроки доставить пассажиров и груз в любую точку земного шара.