ПОДЪЕМНИК ГОРНЫЙ

Подъемник горный-транспортировочное средство для подъема в гору. Применяется для доставки спортсменов к месту тренировок и старту соревнований, любителей горных лыж - к местам массового катания. Различают подъемники: канатные буксировочные, канатно-кресельные, маятниковые. Горнолыжные базы - в Терсколе, Бакуриани, в Закарпатье - оборудованы этими подъемниками.

Самая простая-канатная буксировочная дорога. Устанавливаемая на небольших по перепаду высот склонах, она с помощью электродвигателя работает по принципу непрерывного движения. Чтобы подняться вверх, спортсмен специальным крючком (бугелем) цепляется за канат (трос). При этом лыжи не отрываются от снежной поверхности. Есть другой вариант транспортировки по этой дороге. Из гнезд, смонтированных на подъемнике, вытягивается, подобно антенне, опора, на которую, словно на стул, усаживается горнолыжник.

Канатно-кресельная дорога представляет собой трос, закрепленный на шкивах, вращающихся в горизонтальной плоскости. К тросу подвешены кресла для одного или двух человек. При транспортировке спортсмены не касаются лыжами земли. Принцип действия тот же - непрерывность движения. Подъем осуществляется на большие высоты, например в Терсколе, на горе Чегете, примерно с 2100 до 3050 м (перепад высот по вертикали около километра). Скорость подъема может меняться.
Маятниковые подъемники применяются для транспортировки на еще большую высоту. Их преимущество - полная независимость от погоды.

Принцип работы напоминает канатно-кресельную дорогу, с той разницей, что к тросам прикреплены два вагончика для 25-40 человек, движущиеся навстречу друг другу. В стартовом положении один вагончик находится в нижней точке, другой обязательно - в верхней. Трогаются они одновременно. В движении своей тяжестью взаимно уравновешивают друг друга.

Такая маятниковая дорога построена на Эльбрусе. Первая ее очередь доставляет спортсменов и туристов от Азау до Старого кругозора, вторая поднимает еще выше-до станции Мир. Сейчас сооружается третья очередь- к Приюту одиннадцати. Здесь в годы Великой Отечественной войны проходила линия героической обороны Кавказа.