РОЛИКОПОДШИПНИК

 

РОЛИКОПОДШИПНИК

Роликоподшипник (см. «Подшипник») — подшипник, у которого во внутренней части установлены ролики разных видов и размеров.

Роликоподшипники подразделяются на три большие группы (основные): I — радиальные, II — радиально-упорные, III — упорные.

Указанные группы, в свою очередь, также делятся на подгруппы.

I.    Радиальные роликоподшипники:

1)    с короткими цилиндрическими роликами, однорядные;
2)    то же, двухрядные;
3)    трехрядные сферические самоустанавливающиеся;
4)    с длинными цилиндрическими роликами;
5)    игольчатые;
6)    с витыми роликами.

II.    Радиально-упорные роликоподшипники. К данной группе относятся:

1)    роликовые однорядные конические;
2)    роликовые однорядные конические с упорным бортом на наружном конце;
3)    роликовые двухрядные конические;
4)    роликовые четырехрядные конические.

III.    Упорные роликоподшипники. Эта группа включает:

1)    роликоподшипники с цилиндрическими роликами;
2)    роликоподшипники с коническими роликами;
3)    роликоподшипники со сфероконическими роликами.

Кроме того, в некоторых механизмах, имеющих небольшие размеры и нагрузки, применяются проволочные роликоподшипники с плоскими проволоками, размещенными в наружном и на внутреннем кольце. В тех механизмах, которые эксплуатируются в неблагоприятной производственной сфере (в частности, высокое содержание пыли в воздухе), применяются разъемные роликоподшипники, состоящие из двух внутренних полуколец, имеющих косой стык, двух наружных полуколец, имеющих V-образный стык, двух половин сепаратора и четырех зажимных полуколец, соединяемых болтами.

Роликоподшипники всех видов широко применяются в различных станках (токарно-винторезных, фрезерных, шлифовальных), прокатных станах, конвейерных линиях (транспортирующих тяжелые грузы) и др. В роликоподшипниках для уменьшения кромочных давлений применяют ролики, имеющие выпуклый профиль или скосы, или же кольца с выпуклым профилем роликовой дорожки (так называемая бомби-на).

Значительная часть роликоподшипников, относящихся к подшипникам качения, выдерживает большие радиальные и осевые нагрузки, причем значительные нагрузки воспринимают двухрядные — с цилиндрическими роликами, а также радиальные сферические двухрядные. Например, сферические роликоподшипники применяются для букс железнодорожных грузовых и пассажирских вагонов, цистерн, думпкаров, полувагонов, прокатных станов, в мощных карьерных экскаваторах, бульдозерах и др.