Священные растения: папирус

Принадлежащий к семейству осоковых, папирус (Cyperus papyrus) был не только неотъемлемой чертой древнего нильского ландшафта, но и необходимым древним египтянам как в практической, так и в интеллектуальной сферах, ресурсом.

Заросли папируса.

Нуждаясь в мелководной пресной воде или насыщенной водой земле для роста, густые заросли папируса зеленели в болотах дельты Нила, а также в низменных районах, окаймляющих долину.

#история древнего египта #древний египет #фараоны

От горизонтального корня тонкие, но крепкие стебли, увенчанные перистыми зонтиками, заканчивающимися маленькими коричневыми плодоносящими цветами, могут достигать пяти метров в высоту:

Папирус, около 1427-1400 гг. до н. э.

Иероглиф в виде папируса использовался при написании слова "вадж", что означает "свежий, цветущий, зеленый". Амулет в такой форме носили на шее для защиты и здоровья:

Амулет в виде колонны папируса, 664-332 гг. до н. э., Поздний Период

Из-за своей распространенности в дельте Нила папирус был геральдическим растением Нижнего (северного) Египта, в то время как лилия или лотос обозначали Верхний (южный) Египет. Когда эти два растения изображались переплетёнными, они образовали эмблему объединения Двух земель Египта:

Аменхотеп III и его мать Мутемуйя, около 1390-1353 годов до н. э. Его трон украшен эмблемой в виде сплетённых лотосов и папирусов.

В древнеегипетской космологии мир был создан, когда первый бог стал на насыпи, возникшей из безграничной и недифференцированной тьмы и воды, - мифическое эхо того момента, когда каждый год земля начинала появляться из-под ежегодных паводковых вод. Таким образом, болота папируса рассматривались как плодородные области, в которых содержались зародыши творения:

Нильские болота, около 1353-1336 гг. до н. э.

Потолки в храмах часто поддерживались колоннами в виде растений папируса, превращая помещения в модели этого святого первобытного болота:

Папирусные колонны

Заросли папируса рассматривались как пограничные зоны упорядоченного космоса, за которыми таился неукротимый хаос, который окружал египетский мир и постоянно угрожал ему.

Изобилующие дикими птицами и рыбами, а также опасными животными, такими как гиппопотамы и крокодилы, которые считались воплощениями врагов Египта, они были местом проведения ритуальных охот. Поражение этих хаотических созданий в одиночку царём или дворянином, часто изображаемое на стенах храмов и гробниц, было символом сохранения упорядоченного космоса:

Менна с семьёй, охота на болотах, Гробница Менны 1924 г. н. э., около 1400-1352 гг. до н. э.

В одном из великих мифических циклов, занимающих центральное место в египетской религии, богиня Исида привела своего маленького сына Гора в заросли папируса на севере, чтобы скрыть его от своего брата Сета, который убил ее мужа Осириса и узурпировал его трон. Гор вырос, спрятавшись среди раскачивающихся тростников, шорохи которых успокаивали его и маскировали его крики, пока он не вышел, чтобы победить дядю и вернуть свое наследство.

Гора защищала богиня Хатхор, которой поклонялись в ритуале "Встряхивания папируса". В своей идеальной форме ритуал исполнялся самой богиней, в болотах сотрясавшей настоящими стеблями папируса; основные культовые инструменты Хатхор, систр:

Систр певицы Тапену, ок. 1186-600 до н. э.

и менат:

Менат.

звучали, производя мягкий шелест.

Чтобы помочь умершим преодолеть грань миров, благая богиня, в виде коровы, прокладывала им путь среди зарослей, что так же, естественно, сопровождалось шелестом зелени.

Ручки зеркал, ассоциирующиеся с обворожительной Хатхор, как богиней любви и красоты, часто выполнялись в форме растений папируса:

Зеркало Ренисенеба, ок. 1810-1700 гг. до н. э.

Папирус может быть использован при изготовлении различных предметов. Лёгкие папирусные лодки, изготовленные путем связывания длинных стеблей, использовались с доисторической эры для транспорта и охоты. В заупокойном искусстве, лодки, используемые для паломничеств и похорон, принимают эту отличительную форму:

Модель гребной лодки, примерно 1981-1975 гг. до н. э.Зеленый цвет корпуса этой лодки, ее вертикальный нос, загнутая назад корма и двойные рулевые весла имитируют элементы судов, изготовленных из стеблей папируса.

Первоначально их делали из тростника, а, позже, когда их стали изготовлять из дерева, остался "папирусный" стиль, уподоблявший своими формами деревянную лодку лодке папирусной.

Для использования в изготовлении таких предметов, как коврики, коробки, корзины, крышки, сандалии и веревки, жесткую внешнюю кожуру снимали, обнажая губчатую белую сердцевину, усиленную длинными сосудистыми пучками, которые можно было превратить в прочные полосы:

Пара сандалий из гробницы Юйи и Туйи, около 1390-1352 гг. до н. э.

Согласно Геродоту, нижнюю часть растения (вероятно, корень) можно было поджарить и съесть.

Возможно, наиболее важным использованием растения папируса было использование в качестве поверхности для письма, созданной из полосок сердцевины, найденных внутри стебля, уложенных слоями и высушенных под давлением. Это скручивали в рулоны, которые можно было разрезать на листы различной длины.

Благодаря консервирующим свойствам, обеспечиваемым сухим климатом пустынь, из египетских песков были извлечены остатки многих папирусов. К ним относятся бытовые и административные документы:

Расчет, около 1961-1917 гг. до н. э.

письма:

письмо, около 1961-1917 гг. до н. э.

контракты:

Брачный контракт 380-343 до н. э., Поздний Период

и другие юридические тексты, иллюстрированные повествования, в частности, религиозные:

Книга "Амдуат", около 1000-945 гг. до н. э.

Самые ранние из известных свитков папируса относятся к Первой династии (ок. 2900 до н. э.), но они пусты. Первые образцы, на которых сохранился текст- это административные документы, датируемые временем Четвёртой династии (ок. 2500 До Н. Э.). Самая ранняя из известных статуй писца, восходит к той же эпохе.

Типичный набор писцов состоял из стилусов, фляги с водой и чернил. Для изготовления чернил, что составляют основной текст, использовалась сажа, а для указания важных частей текста использовался красный цвет, изготовленный из гематита:

Палетка Смендеса, верховного жреца Амона , около 1045-992 гг. до н. э. У писца была бы такая палитра для письма, как эта, которая обеспечивает ёмкости для двух цветов чернил и прорезь для тростниковых кистей.

Для иллюстраций использовали различные дополнительные цвета.

Одна из самых популярных канонических форм изображения вельможи- это его изображение в виде писца.

Изображая себя писцом, заказчик заявляет, что принадлежит к элитной группе грамотных людей, тем самым следуя более чем тысячелетней традиции изображать великих чиновников людьми мудрыми и образованными:

Хоремхеб, как писец, около 1336-1323 гг. до н. э.

Папирусы часто стирались и использовались повторно, а старые полоски могли быть склеены в картонаж и использоваться для изготовления таких предметов, как маски мумий:

Маска мумии 60-70 гг. н. э., Римский период

Изготовление папируса для письма-сложный и трудоемкий процесс, требующий знаний во всех аспектах, начиная с выращивания и сбора урожая растений и заканчивая изготовлением свитков. Многие ученые считают, что это было государственной монополией.

Высказано предположение, что греческий термин "папирус" происходит от египетского "па-пер-аа"., “это ( вещь) фараона”.

В любом случае, скорее всего, из-за перекрытия поставок из Египта, пергамент в Римском и Византийском Средиземноморье постепенно вытеснил папирус, как самый популярный материал для письма. Последние известные папирусы датируются примерно 1100 годом нашей эры.

Еще по теме здесь: История.

Источник: Священные растения: папирус.