Таинство крещения: «погружение в воду» или «опрыскивание». А можно ли повторно?

Тема с «крещением младенцев» встречена скорее благожелательно Читателем сайта, поэтому задачки усложнять будем. Существуют несколько проблем в таинстве этом. Первая — процедурная. Некоторые христианские конфессии практикуют полное погружение в воду. Другие — что-то вроде обливания творят. Спорят до хрипоты, что же истинно...

Не раз и не два встречался с фактами, когда взрослых людей во многих церквях «крестят» самым разным опрыскиванием, обливанием, орошением и подобными этому процедурами. Хотя всем прекрасно известно по библейским сюжетам — ритуал проводился исключительно путём полного погружения пациента в воду.

Чтобы долго не спорить, утверждаю: многие христиане даже близко не знают смысла слова «крещение». Оно не выводится от «христианин» или «крест». А переводится с греческого «βαπτιζω» («баптидзо») — «окунать», «погружать в воду». Иоанн Креститель, который провёл таинство крещения Иисуса Христа, в оригиналах Евангелий на греческом языке именуется… Иоанном Баптистом («Ιωαννης ο βαπτιστης»). Мессия был крещён полным погружением в реку. Именно так же поступали христиане в первые несколько столетий после Христа.

Византийская, а потом и Русская Православная церковь, именно так поступала долгое время. Практикуя крещение — погружением в воду. Об этом было издано много церковных постановлений (Правила святых апостолов IV века, Владимирский собор 1274 года, Стоглавый собор 1551 года).

(Иллюстрация из открытых источников)

Католиков все восточные церкви яростно обличали за ересь, когда те перешли на крещение обливанием, крайне редко используя погружение. В Средние Века на Руси их даже «обливанцами» презрительно звали, тем самым осуждая такую практику. Подобную процедуру крещения у нас допускали в крайних случаях, когда уж совсем не найти достаточных объёмов воды. Даже песком золотоордынцев — татар крестили, не совсем понятно почему.

Но наступили современные времена. Большинство католических и православных священнослужителей крестят опрыскиванием, обливанием, обрызгиванием… только младенцев иногда окунают полностью. Удобно потому что, никуда ходить не нужно из культового сооружения.

Есть секты и общины христианские, где вообще сам факт полного погружения при крещении яростно оспаривают. Указывая: оно не требовалось при апостолах. Обычно приводя простую цитату из Писания, трактуя ее как очень быстрое крещение:

«Немедленно крестился сам и все домашние его». (Деяния Апостолов)

«Немедленно». То есть апостол «немедленно» достал бурдюк и начал поливать направо-налево? По-моему, из текста следует: люди не хотели откладывать процесс, крестились сразу после проповеди ученика Христа. И если тут нет описания спуска к реке или фонтану… это не значит, что они этого не делали. Уж кто-кто, а живые свидетели Иисуса точно знали: обряд крещения проводился в водоёмах, а не ковшом воды:

«Иерусалим и вся Иудея и вся окрестность Иорданская выходили к нему (Иоанну Крестителю) и крестились от него в Иордане, исповедуя грехи свои». (Матфей)
«Иоанн также крестил в Еноне, близ Салима, потому что там было много воды; и приходили туда и крестились». (1-е Послание Иоанна).
(Иллюстрация из открытых источников)

Специально добавил вторую цитату, а то завелись (или не переводились) «иорданисты» ярые. Договорились до того, что святость крещения достигается только в данной речке. Не было связи между крещением и Иорданом, хорош. Иоанн крестил во всех водоемах, где было достаточно воды для процедуры.

Читаем восьмую главу «Деяний Апостолов», Там описывается, как апостол Филипп рассказал «ефиоплянину евнуху» об учении Господа. Специально наставил его, что крещение необходимо совершать полным погружением в воду. Именно поэтому евнух попросил крестить его, как только увидел подходящий водоем. Сделано было всё так, как поступал Иисус:

«Продолжая путь, они приехали к воде; и евнух сказал: вот вода; что препятствует мне креститься? Филипп же сказал ему: если веруешь от всего сердца, можно … И приказал остановить колесницу, и сошли оба в воду, Филипп и евнух; и крестил его». (Деяния Апостолов)
(Иллюстрация из открытых источников)
«Кто говорит, что пребывает в Нем, тот должен поступать так, как Он поступал». (1-е Послание Иоанна)

А Христос принимал крещение уже в зрелом возрасте, с полным погружением в воду:

«И, крестившись, Иисус тотчас вышел из воды. И вот отверзлись Ему небеса, и увидел Иоанн Духа Божьего, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него. (Матфей)

Хотя этому персонажу было принимать крещение совсем лишним. Ведь по легенде — Он был безгрешен, в покаянии не нуждался, грехов прошлой жизни не имелось. Но пришлось. Как хороший командир подразделения, своим ученикам показал личный пример. Правильную технику исполнения очень важного навыка-упражнения.

(Иллюстрация из открытых источников)

Идём дальше по территорий распространённых заблуждений. Несть числа тем, кто уверен: крещение является «допуском в рай». Опаньки, приехали. Граждане-христиане, задумайтесь. В свете такого мышления ни один некрещеный человек не может попасть на небо. Это ли божья справедливость? Всегда и везде будут люди, которые по объективным причинам (от них независящим) — не узнали об Иисусе. Но Дух Христа жил в их сердце. Его голос они слушали. Именно о таких людях Священное Писание говорит: они спасутся для небесного бытия своей праведной земной жизнью:

«Не слушатели закона …, но исполнители закона оправданы будут, когда язычники, не имеющие закона, по природе законное делают … они показывают, что дело закона у них написано в сердцах, о чем свидетельствует совесть их и мысли их, … в день, когда … Бог будет судить тайные дела человеков». (Послание Римлянам)

Во времена массового и принудительного крещения «язычников» эту цитату тщательно вымарывали миссионеры и проповедники. Чтобы жути нагнать на непосвящённых, грозя карами ада в случае отказа от процедуры. Напирая именно на этот ритуал, приговаривая: «крещение гарантирует спасение». Всё это крайне дёшево смотрится. «Пропуск в рай» — просто халява какая-то, пардон.

Как можно получить спасение через «магический ритуал», выполнение нескольких пассов и движений, совершение обрядовых таинств? Апостол Петр говорил специально: даже праведников не ждёт легкое спасение без суда:

«Время начаться суду с дома Божия; если же прежде с нас начнется, то какой конец непокоряющимся Евангелию Божию? И если праведник едва спасается, то нечестивый и грешный где явится?». (1-е Послание Петра)

Неспроста так сказано было, апостол правильно переформулировал простые наставления Христа в этом вопросе.

«Тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их». ( Матфей)
(Иллюстрация из открытых источников)

Почитайте внимательно Нагорную проповедь, Иисус предупреждал о наказании за греховные проступки ввержением в геенну огненную. Апостолы ему лишь вторят. На небо не войдёт ничто нечистое, в том числе и порочные христиане. Послание Римлянам и Галатам в помощь. Человека ждет справедливый суд, вне зависимости от факта крещения. Иногда на это утверждение хитрые служители говорят: мол, Иисус говорил, что Его ученики (крещёные) — на суд не явятся:

«Истинно, истинно говорю вам: слушающий слово Мое и верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную, и на суд не приходит». (Иоанн)

Действительно, некоторые люди минуют суд, но их будет очень немного.

«И увидел я престолы и сидящих на них, которым дано было судить, и души обезглавленных за свидетельство Иисуса и за слово Божие, которые не поклонились зверю, ни образу его, и не приняли начертания на чело свое и на руку свою.

Обратите внимание: Удивительные факты про славян, о которых вы возможно и не знали!!!.

Они ожили и царствовали со Христом тысячу лет». (Откровение)

А теперь вернёмся на цитату выше и проверим, о каких верующих здесь говорил Иисус: слушающих его слово и верующих в Бога. Глагол «слушать» здесь обозначает постоянное действие — «слушаться». Он часто использовался именно в таком контексте Мессией. Когда Христос не раз говорил о необходимости послушания, соблюдении Божьих заповедей:

«Слушающий и не исполняющий подобен человеку, построившему дом на земле без основания, который, когда наперла на него вода, тотчас обрушился; и разрушение дома сего было великое». (Лука)
«Не всякий, говорящий Мне: «Господи! Господи!», войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного». ( Матфей и Лука)

Разница-то великая. Для гарантированного спасения мало просто когда-то «услышать» учение Иисуса. Или периодически «слушать» Его слово, не выполняя на практике. Нужно запомнить все наставления Христа и стараться воплощать их в своей жизни. Нести «послушание», «слушаться».

(Иллюстрация из открытых источников)

Теперь о самом крещении, спасибо некоторым Читателям, что напомнили. Истоки водного крещения берут своё начало ещё в Ветхом Завете, это полностью верно. В соответствии с законом Моисея. Ритуальная «нечистота» должна была смываться омовением тела. Поэтому никто из евреев не противился Иоанну Крестителю (а затем апостолам), когда они призывали омыться в воде:

«Всякая постель, на которой ляжет имеющий истечение, нечиста, и всякая вещь, на которую сядет, нечиста; и кто прикоснется к постели его, тот должен вымыть одежды свои и омыться водою и нечист будет до вечера. (Книга Левит и Чисел)

Новый Завет задачку омовения усложняет. Верующий во Христа не просто смывал с себя «ритуальную нечистоту», а погребал в воде грехи своей прежней жизни. О том, что так именно будет, — предупреждал еще Ветхий Завет:

«Омойтесь, очиститесь; удалите злые деяния ваши от очей Моих; перестаньте делать зло; научитесь делать добро, ищите правды». (Исход)
«В тот день откроется источник дому Давидову и жителям Иерусалима для омытия греха и нечистоты». (Книга пророка Захарии)

Между двумя Заветами находится ещё одна отличительная черта в таинстве крещения. Оно стало преемником ветхозаветного обрезания. Чтобы в завет (договор) с Богом могли войти язычники, без соблюдения физиологических атрибутов иудаизма:

«В Нем вы и обрезаны обрезанием не рукотворенным … обрезанием Христовым; быв погребены с Ним в крещении». (Послание Колоссянам)
(Иллюстрация из открытых источников)

Самый сложный вопрос:

«допустимо ли перекреститься, если возникло желание сменить конфессию?» Многие христиане опасаются повторного крещения (перекрещения), священнослужители называют это самым страшным грехом, не подлежащим никакому прощению… Эх… товарищи. Эта процедура не запрещена Библией. Она вообще даже не могла представить, что христиане расползутся по своим католическим, православным или протестантским чуланам, злобно друг на друга скалясь. Но страшные запреты с ужасами ада вам рисуют, опираясь на следующую цитату:

«Один Господь, одна вера, одно крещение, один Бог и Отец всех». (Послание к Ефесянам)

Как обычно, выдрана она с корнем из общего контекста. Если прочитать высказывание Павла целиком, станет понятно: этой фразой он не затрагивал темы количества крещений. В предыдущих стихах апостол призывал язычников, обращенных в христианство, — к единству. Объяснял братьям, что Бог один для всех:

«Умоляю вас … сохранять единство духа в союзе мира. Одно тело и один дух».
«Одному даётся Духом слово мудрости, другому слово знания, тем же Духом; иному вера, тем же Духом; иному дары исцелений, тем же Духом; … Все же сие производит один и тот же Дух, разделяя каждому особо, как Ему угодно». (1-е Послание Коринфянам)
«Все мы одним Духом крестились в одно тело, Иудеи или Еллины, рабы или свободные, и все напоены одним Духом». (1-е Послание Коринфянам)

Главное условие: Павел говорит, что все крестились в одно тело. Речь идёт о Теле Христа — единой христианской церкви. Единой. Из всего этого — что главное? Неважно, в каком сегодня храме, в какой конфессии человек принял крещение. Если оно проходило по библейскому правилу. Веруя в заместительную смерть Иисуса — раз; покаявшись в прошлых ошибках и грехах — два; пройдя обряд полным погружением — три; пообещав Богу жить дальше «доброй совестью» — четыре.

Обет Авраама (Иллюстрация из открытых источников)

Такое крещение является одним в одном Теле — христианской церкви. Человек, сделавший в зрелом возрасте поступок, осмысленно крестившийся в одной конфессии, — вполне вправе перейти в другую. Без принятия повторного крещения. Никто возражать не должен из священников (в обе стороны), нет такого запрета в Библии.

А вот если и принимать повторное крещение, тут нужны аргументы сильные. В первую очередь для себя лично. Честный священнослужитель тоже должен помучить обратившегося с такой просьбой вопросами многими. Согласие на вторичное таинство давать только в единственном случае. Когда человек не проникся важностью происходившего в его жизни события (или в младенчестве ритуал над ним провели, не посвятив в суть происходящего).

Такое «крещение» обычно не оставляет в душе глубокого следа. Никого Завета с Богом не заключено по причине полной недееспособности одной из сторон. Тогда христианин может заново принять крещение, уже согласно библейскому установлению. Даже внутри той же конфессии. После серьёзной внутренней подготовки. Новый Завет упоминает повторное крещение, кстати. Некоторые Ефесяне приняли это таинство, не осознавая смысла обряда:

«Павел … прибыл в Ефес и, найдя там некоторых учеников, сказал им: во что же вы крестились? Они отвечали: во Иоанново крещение». (Деяния Апостолов)
(Иллюстрация из открытых источников)

Вот и разгадка. В этом эпизоде не соблюдено главное условие крещения — вера в Христа. Принятие (за свои прежние грехи) заместительной жертвы. Поэтому апостол просил их принять повторное крещение во имя Иисуса:

«Павел сказал: Иоанн крестил крещением покаяния, говоря людям, чтобы веровали в Грядущего по нем, то есть во Христа Иисуса. Услышав это, они крестились во имя Господа Иисуса». (Деяния)

Вот и картинка сложилась. Верующий может принять повторное крещение. Если осознал истинный его смысл. Открыл для себя что-то важное в учении Христа, как вариант. Понял: в первом ритуале упустил что-то главное. Или его провели мимо этого, что чаще всего. Вполне может произойти переоценка ценностей, необходим новый завет (договор) с Богом. Такая практика существовала первые века христианства. Правило номер 19 I-го Вселенского собора 325 года (подтверждено 7-м правилом II Вселенского собора 381 года):

«О бывших Павлианами (христианское течение тех времен), но потом прибегнувших к Кафолической Церкви, постановляется определение, чтобы они все вообще вновь крестимы были».

Продолжение обязательно будет…

Читайте по теме:

  • Денежные отношения человека… с Богом. Как и сколько заносить-то?
  • Инструкция Священного Писания: где и как нужно правильно молиться...
  • «Почему в храм с мамой не ходишь?» … А там на непонятном языке разговаривают…

Больше интересных статей здесь: История.

Источник статьи: Таинство крещения: «погружение в воду» или «опрыскивание». А можно ли повторно?.