Техническая система

Эффективность любой технической системы, в том числе радиоэлектронного оборудования, характеризуется, прежде всего, ее техническими параметрами и надежностью. В свою очередь, надежность как сложное свойство в зависимости от назначения системы или объектов состоит из сочетания свойств безотказности, долговечности, ремонтопригодности и сохраняемости, зависит от условий использования радиоэлектронного оборудования и средств автоматики (РЭО и СА). Главной задачей технической эксплуатации является постоянный контроль технического состояния и надежности РЭО и СА и поддержание их на уровне, достаточном для выполнения заданных функций. В решении этой задачи значительное место отводится техническому обслуживанию оборудования.

Техническое обслуживание (ТО) определяется комплексом операций по поддержанию исправности или работоспособности оборудования.

Одним из основных критериев эффективности использования объектов является трудоемкость ТО, которая зависит от их конструктивных особенностей (контролепригодности, доступности, легкосъёмности и взаимозаменяемости) и эксплуатационных факторов (системы ТО, ресурса, качества и полноты эксплуатационной документации, квалификации обслуживающего персонала). Сокращению общей трудоемкости ТО способствует качественное выполнение профилактических работ и соблюдение их оптимальной периодичности с целью предотвращения повреждений и отказов, а значит, уменьшения трудозатрат на их устранение.

Для сокращения затрат на ТО, составляющих основную часть эксплуатационных расходов, в современных системах предусматривается встроенная система контроля, позволяющая оценить правильность функционирования и техническое состояние оборудования в любой момент времени. Более совершенной формой ТО является техническое обслуживание «по потребности», которое предполагает ремонт или замену элементов и блоков на основании объективных данных о техническом состоянии РЭО и СА, полученных с помощью средств технической диагностики (СТД).

При создании сложных систем возникает острая необходимость решения задач их технической диагностики практически на всех этапах - проектирования, производства и эксплуатации. Применение методов и средств технической диагностики оказывает существенное влияние на эффективность использования РЭО и СА. Качество функционирования системы технического диагностирования оценивается по таким показателям, как степень влияния на эффективность использования объекта и величина вероятности правильной оценки его технического состояния. Техническая диагностика позволяет выявить и устранить отказы и неисправности объектов и практически реализовать стратегию эксплуатации РЭО и СА «по состоянию», продлить срок их службы и получить значительный технико-экономический эффект.

Существенное влияние на эффективность ТО оборудования оказывает его ремонтопригодность, которая зависит от условий эксплуатации РЭО и СА. Низкая ремонтопригодность аппаратуры обусловливает ее низкую готовность к использованию, значительно увеличивает затраты на ТО оборудования и ремонт в период его эксплуатации. Ремонтопригодность РЭО и СА обеспечивается при проектировании, изготовлении и в процессе эксплуатации. Повышению ремонтопригодности изделия в процессе эксплуатации способствуют приспособленность ее к диагностированию, знание методов поиска и устранения неисправностей и отказов, возможных причин неисправностей, хорошая организация ТО (своевременная подготовка запасных частей, приспособлений, КИП, материалов и др.), свободный доступ к регулировочным элементам, требуемая полнота и высокое качество эксплуатационных документов и т. д.

Совершенствование системы ТО, улучшение организации и технологии ремонта, а также расширение сети участков для технического диагностирования и ремонта РЭО и СА способствуют повышению эффективности их эксплуатации.

В настоящее время глубоко разработана теория надежности и дано ее математическое обоснование. Однако для решения проблем надежности РЭО и СА в реальных условиях эксплуатации необходима непрерывная, полная и достоверная информация об их работе в этих условиях.

Судовое РЭО и СА используются, как правило, во время плавания.

В связи с этим сбор первичной информации об их работе может осуществляться только судовым обслуживающим персоналом.

В процессе эксплуатации сложных технических систем важно знать, каким запасом надежности обладает система, какова роль обслуживающего персонала в деле поддержания надежности на приемлемом уровне, какие блоки, узлы, элементы системы работают наиболее ненадежно и требуют замен или доработок.

Специалисты, занятые обслуживанием РЭО и СА, а также штурманский состав заинтересованы в том, чтобы они работали без сбоев, исправно и надежно. Однако не все знают, что следует понимать под обеспечением надежности, от чего она зависит, что необходимо для создания высоконадежных приборов и как сохранить в течение расчетного периода эксплуатации надежность, которая заложена при их создании.

Одним из путей обеспечения требуемого уровня надежности радиоэлектронного оборудования и средств автоматизации (РЭО и СА) является повышение качества контроля их технического состояния.

Изучением технического состояния объектов, разработкой принципов, методов и средств их оценки занимается техническая диагностика.

Отказы и повреждения являются случайными событиями, место и время появления которых предугадать практически невозможно. Поиск неисправностей в судовых РЭО и СА обычно осуществляется членами судового экипажа или специалистами из подразделений обслуживания. На поиск и локализацию неисправности расходуется большая часть времени от общего времени восстановления оборудования.

Практика эксплуатации РЭО и СА показывает, что при отказах и повреждениях не все элементы выходят из строя, значительная часть их остается исправной и работоспособной. Большинство пользователей РЭО и СА знает, что объем разрушений в период нормальной эксплуатации невелик, а стоимость полной замены аппаратуры высока. Поэтому судовые специалисты прилагают усилия для того, чтобы восстановить объект на месте без вывода его из режима эксплуатации. Для решения этой задачи необходимо быстро найти и локализовать неисправный участок с возможно большей точностью, так как при этом снижается объем, время и стоимость восстановительных работ, сокращается расход запасных частей.