Для некоторых регионов и даже государств (например, Японии) водный транспорт является единственным или наиболее экономичным видом перевозки нефти и нефтепродуктов. Однако в России транспортировка по воде носит сезонный характер. Другой недостаток водных перевозок - малая скорость. Перевозка нефти и нефтепродуктов по воде осуществляется в танкерах - морских и речных, а также в баржах - морских (лихтерах) и речных. Наибольшее распространение в мире получили танкеры - самоходные нефтеналивные суда, корпуса которых системой продольных и поперечных перегородок разделены на отсеки (танки). Современные танкеры обязательно должны иметь двойной корпус (двойная обшивка) для повышения безопасности перевозок и уменьшения риска экологического загрязнения водной поверхности. На судах имеется газоотводная система с дыхательными клапанами. Лихтером называется несамоходное грузовое морское судно для перевозки нефтепродуктов по морю и в устьях рек. Лихтер принимают нефтегруз с танкера на открытых рейдах, так как танкеры с большой осадкой не всегда могут подходить к терминалам береговых причалов. Речные баржи делятся на самоходные и несамоходные. Устраивают нефтяные гавани для приема не-фтегруза посредством специальных причалов и пирсов. Для больших танкеров непосредственно в море сооружается причальный буй - терминал, к которому швартуются танкеры. Нефть и нефтепродукты передаются от причального буя на берег по трубопроводам, уложенным по дну. В международной торговле нефтью главную роль играют морские перевозки танкерами большой грузоподъемности. Обычные танкеры перевозят 5-10-15-30-50 тыс. т, а крупные - от 70-100-135 до 250-280 тыс. т нефти.

В 1970-е годы появились японские супертанкеры с осадкой 15-20 м для перевозки 300-500 тыс. т нефти. Танкер «Глобтик Токио» (1973) мог перевозить 480 тыс. т нефти; его длина 380 м, ширина 62 м и высота от киля до

Увеличить


главной палубы 36 м. За 1976-1980 гг. было построено около 130 супертанкеров, среди них японский танкер «Глобтик - Танкерз» водоизмещением 700 тыс. т. Супертанкер «Knock Nevis» может перевозить до 565 тыс. т нефти; длина его 459 м, ширина 69 м, полная осадка 25 м; он имеет силовую установку 25 тыс. л.с. (18,4 МВт). Танкерные перевозки (рис. 1.11) имеют преимущества перед железнодорожными: меньшую стоимость перевозок, относительную простоту налива и слива и меньшие потери нефтегруза от испарений и розливов. Однако аварийность из-за морской стихии иногда заканчивается локальным экологическим бедствием. Специальные танкеры с холодильными системами применяют также и для перевозки этилена в сжиженном состоянии (при давлении 1,9-3,5 МПа и температурах минус 28-73 °С).

Некоторые производители природного газа (Алжир, Ливия, Бруней и др.) были вынуждены в числе первых применять дорогостоящие установки высоких технологий для сжижения огромных количеств природного газа с целью его дальнейшей морской транспортировки в жидком состоянии. Первая установка большой мощности по сжижению природного газа была построена в 1964 г. в Алжире по французскому проекту. Сжиженный природный газ -СПГ (LNG - Liquefied Natural Gas) транспортируют в метановозах (газовозах) - морских танкерах, оборудованных мощными холодильными установками для поддержания рабочей температуры в танках (на уровне -160 °С). СПГ перевозят в Испанию, Францию, Италию, Великобританию, США, Японию и другие страны. Завод сжижения природного газа расположен обычно на берегу моря; по низкотемпературному трубопроводу СПГ насосами загружается в танки метановоза. В порту разгрузки СПГ насосами подается на портовую станцию его регазификации, откуда поступает в сеть газопотре-бления. Полезный объем СПГ в метановозах достигает 25-50-150 тыс. м3 (рис. 1.12). Корабль водоизмещением 53 тыс. т имеет длину 244 м, ширину 34 м, осадку при загрузке 9,5 м, грузоподъемность 29,3 тыс. т и скорость 34 км/ч.

Увеличить

Стоимость метановозов в 3 раза превышает стоимость танкеров для перевозки нефти на единицу объема перевозимого груза.

Бурный рост мощностей заводов сжижения природного газа происходил в 1970-е годы и позже. В 2000 г. производство и перевозки СПГ в метановозах (более 100 танкеров) составили 130 млрд м3, а к 2010 г. потребление СПГ в мире может возрасти до 240 млрд м3 в год. На конец 2012 г. в мире работало 100 технологических модулей производства СПГ общей мощностью 300 млн т в год. Среди 15 стран - экспортеров СПГ в мире и 17 стран-импортеров в 2007 г. первое место занимал Катар (28 млн т в год), Малайзия (22), Индонезия (20), Австралия, Алжир, Бруней, США. В том же году три самых больших импортера СПГ были Япония (65 млн т в год), Северная Корея (34) и Испания (24). В 2000 г. на долю СПГ приходилось 22 % от мирового экспорта природного газа против значения этого показателя 6 % в 1970-х годах, а к 2010 г. этот показатель может возрасти до 25-30 % и к 2030 г. - до 48 %.

В рамках международного проекта «Сахалин-2» по добыче нефти и газа на сахалинском шельфе в июле 1999 г. добыта первая нефть. На первом этапе реализации этого проекта планируется добывать ежегодно 10 млн т нефти и 2,3 млрд м3 газа; на втором этапе прогнозируется увеличение годовой добычи природного газа до 18 млрд м3. В начале 2009 г. на берегу острова заработал один из крупнейших в мире завод сжижения природного газа. Это позволяет транспортировать СПГ в метановозах в Японию, Корею, Китай и другие страны. Например, для проекта «Сахалин-2» Россия и Япония строят метановозы (газовозы) с полезным объемом СПГ 145-150 тыс. м3 и стоимостью 160-200 млн долл. США.




Вы можете скачать файл реферат "Водный транспорт" курсовую работу абсолютно бесплатно. Скачивая файл, помните, что он служит основой для самостоятельной работы.

Чтобы получить полную информацию, подпишись на нас Vk.com/enciklopediyatehniki