НАЗНАЧЕНИЕ И ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ ПОГРУЗЧИКОВ

Одноковшовые погрузчики фронтального типа (рис. 4.1.6) находят все более широкое применение на открытых горных работах в качестве основного, дополнительного к основному и вспомогательного карьерного оборудования, выполняют самые разнообразные виды работ.

Машиностроение

Одноковшовые погрузчики классифицируют:

•    по назначению — на строительные (с грузоподъемной силой до 100 кН) и карьерные (с грузоподъемной силой > 100 кН);

•    по способу разгрузки ковша — с передней (фронтальные), с боковой, с разгрузкой назад (через себя);

•    по ходовому устройству — на пневмо-колесном ходу с жесткой рамой (с задними управляемыми колесами) или с шарнирно-сочлененной; на гусеничном ходу;

•    по наполнению ковша — с напорной силой, обеспечиваемой ходовым механизмом или с помощью гидроцилиндров при застопоренном ходовом устройстве;

•    по повороту стрелы при разгрузке — неповоротные, полуповоротные (на угол до 90°), полноповоротные;

•    по типу привода — дизельные, дизель-электрические, карбюраторные;

•    по мощности двигателя — малой мощности (до 80 кВт); средней (180...160 кВт) и мощные (160...550 кВт).

Кинематические и конструктивные схемы рабочих органов погрузчиков принципиально отличаются от схем рабочих органов экскаваторов типа «прямая лопата». Благодаря достаточно высокой напорной силе при горизонтальном внедрении ковша, развиваемой сцепной силой тяжести погрузчика; оснащению погрузчика поворотным ковшом совковой формы; достижению наиболее рациональной траектории рабочего органа и эффективного процесса черпания разрыхленных горных пород, а также установке погрузчика на колесный ход обеспечивается возможность создания мощных колесных погрузчиков, масса которых в 5—8 раз меньше [3, 5]. В связи с этим современные карьерные погрузчики успешно конкурируют с карьерными экскаваторами с ковшом вместимостью до 12 м3. Это также обусловлено следующими преимуществами колесных погрузчиков:

•    высокой скоростью передвижения, что дает возможность одному погрузчику обслуживать несколько забоев (горизонтов) одного или нескольких близко расположенных карьеров;

•    малыми габаритными размерами и большой маневренностью, позволяющими использовать погрузчики в стесненных условиях;

•    незначительной зависимостью производительности погрузчика от высоты забоя, что создает благоприятные условия для применения их при разработке невысоких развалов взорванных горных пород и уступов;

•    универсальностью в связи с возможностью высококачественной зачистки подошвы забоя, подъездных автодорог, уборки негабаритов, а также с использованием комплектов сменного рабочего оборудования: бульдозерных отвалов, челюстных захватов, двухчелюстных ковшей и др.

Широкое распространение на карьерах получили большегрузные колесные карьерные погрузчики. Из сотен зарубежных погрузчиков, работающих на карьерах стран СНГ, 80 % — погрузчики с ковшом вместимостью 7,65...9,2 м3 и < 20 % — с вместимостью 4,6 м3.

В отечественной и зарубежной практике открытых горных работ преобладающее применение нашли наиболее простые по конструк-
ции и надежные в работе неповоротные большегрузные колесные фронтальные карьерные погрузчики с передней разгрузкой ковша. Специальные базовые машины погрузчиков компонуют, как правило, по четырехколесной схеме со всеми ведущими колесами. Преимущественно изготовляют погрузчики с двухсекционной шарнирно-сочлененной рамой.

Использование в зарубежной практике бескамерных шин низкого давления (245... 451 кПа) обеспечивает снижение массы погрузчиков, повышение надежности и долговечности ходовой части, особенно при работе с переувлажненными грунтами и с большим содержанием абразивной крошки; увеличение рабочих и транспортных скоростей движения погрузчиков.

Несмотря на рост грузоподъемности и мощности вновь создаваемых и модернизированных большегрузных погрузчиков, они практически не утрачивают своих маневровых и мобильных качеств.

Современные карьерные погрузчики предназначены для работы в комплексе с автосамосвалами грузоподъемностью до 91...170т. Помимо моделей со стандартной стрелой крупнейшие фирмы выпускают погрузчики с удлиненной стрелой, обеспечивающей возможность работы с автосамосвалами грузоподъемностью до 154... 350 т. Для погрузки пород с одинаковой плотностью при увеличении высоты разгрузки ковша в автосамосвал на 18,4... 27,4% номинальная грузоподъемность погрузчика снижается соответственно на 20...30 %.

Все большегрузные погрузчики выпускают с гидравлическим приводом управления погрузочным оборудованием и оснащают гидромеханической либо дизель-электрической трансмиссией.

Особое внимание обращают на системы, облегчающие запуск холодного дизельного двигателя при низких температурах. Последние модели большегрузных погрузчиков снабжены стандартной автоматической системой смазки. Для облегчения технического обслуживания машины все точки контроля за работой механизмов находятся в местах расположения двигателей или в кабине машиниста.

Колесные фронтальные одноковшовые карьерные погрузчики изготовляют в Беларуси (МПА «Амкодор»), США (фирмы Caterpillar, Clark, International Hurwester, Le Turno, Paccar-Durt и др.), Японии (фирмы Komatsu, Kavasaki), Италии (фирма Fiat-Allis) и других странах (табл. 4.1.15 и 4.1.16).

МашиностроениеМашиностроениеМашиностроениеМашиностроениеМашиностроение


ПОДЕЛИСЬ!