Вскрышные мехлопаты

Вскрышные лопаты предназначены для отработки уступов выше уровня установки в породах I—III категорий крепости без предварительного рыхления и со взрывным рыхлением более крепких пород на разрезах при бестранспортной разработке с непосредственной разгрузкой горной массы на отвал в выработанное пространство. Все модели вскрышных лопат выполнены на четырехопорном ходу со сдвоенными тележками в каждой опоре и оборудованы коленно-рычажной системой напора.
Экскаватор ЭВГ-35.65М производства ОАО «НКМЗ» — Новокраматорского машиностроительного завода (Украина) — оборудован ковшом вместимостью 35 м3. Стрела длиной 65 м выполнена из тонкостенных трубчатых элементов и состоит из верхней и нижней секций, шарнирно соединенных между собой. Экскаватор имеет безредукторную лебедку подъема, расположенную в хвостовой части платформы. Механизм напора коленно-рычажного типа. Исполнительная часть смонтирована на двуногой стойке и состоит из толкающих балок. Лебедка напорная с двумя двигателями, редуктором и барабанами размещена на платформе перед лебедкой подъема. Связь между обеими частями механизма напора осуществляется канатной передачей.
Длина рукояти экскаватора 37 м, высота черпания до 40 м, радиус разгрузки < 62 м, стопорная сила на блоке ковша 2,1 МН, частота вращения платформы 2,78 мин-1. Мощность двигателя, кВт, подъема 3100, напора 2x450, поворота 4x780, передвижения машины 8x78 и разворота гусениц 4x17. Давление на грунт до 0,32 МПа, скорость передвижения 0,55 км/ч, рабочая масса 3850 т, время цикла при повороте на 90° до 50 с.
Ходовая часть экскаватора имеет восемь гусениц, объединенных попарно в четыре гусеничные тележки. Выравнивание нижней рамы осуществляется гидродомкратами. Попарный поворот гусеничных тележек выполняется канатным механизмом. Управление ходовой частью вынесено в отдельную кабину, находящуюся под нижней рамой экскаватора.
За рубежом вскрышные экскаваторы выпускали только в США. Наиболее крупной моделью фирмы Marion является модель 6360М с коленно-рычажным реечным напором, массой 12 620 т и установленной мощностью двигателей 15 500 кВт. Ковш вскрышной лопаты со стрелой 65,4 м, вместимостью 138 м3 и массой 150 т снабжен двухстворчатым днищем. Ширина ковша 5,62 м, длина от режущей кромки до днища 7,5 м и максимальная высота 4,86 м.
Подъемная лебедка приводится в движение от восьми электродвигателей суммарной мощностью 11 760 кВт. Максимальная подъемная сила на коромысле ковша 7,7 МН. Поворот платформы осуществляется восемью двигателями суммарной мощностью 7360 кВт, расположенными в ее передней части.
Каждая из восьми гусеничных тележек имеет по две ведущие звездочки, размещенные по концам гусениц, которые приводятся в движение 16 двигателями общей мощностью 2352 кВт. Поворот каждой пары гусеничных тележек осуществляется с помощью гидроцилиндров.
Фирма Bucyrus-Erie выпустила ряд вскрышных лопат вместимостью 15,3... 107 м3 со стрелами длиной 28,8...63,8 м и рабочей массой 810...8480 т. Все модели имеют традиционную для вскрышных лопат этой фирмы конструкцию рабочего оборудования: шарнирно-сочлененную стрелу, круглую разгруженную от кручения рукоять и канатный напор с механизмом, расположенным на поворотной платформе.