Зачем учить физику в школе? Несколько примеров.

Зачем учить физику в школе? Несколько примеров.

Учитель на уроке в школе и родители дома часто слышат от ребенка фразу «Зачем мне эта дурацкая... (далее следует физика, химия, математика и т.д.) если я этим во взрослой жизни заниматься не собираюсь?»

Действительно, а зачем же в школе так подробно изучать эти законы Ньютона и Кулона, если в повседневной жизни даже мы взрослые не знаем как этим всем пользоваться?

Давайте разбираться. Приведу вам несколько примеров из разных разделов физики.

1. Молекулярная физика. Все мы любим горячий чай или кофе по утрам, и прекрасно помним что вода кипит при температуре 1000 С. Отправляясь в поход в горы стоить помнить, что в горах окружающие нас условия меняются в зависимости от высоты на которую мы поднялись, а именно атмосферное давление. Снижение атмосферного давления ведет к снижению температуры кипения, так на высоте 1500 метров вода кипит при 950 С, на высоте 6000 при 800 С, а на вершине Эвереста (8848 м) около 700 С. Поэтому не стоит рассчитывать на ароматный кофе или вкусный супчик на вершине Эвереста, картошка в супе попросту не сварится. Опытные туристы берут собой небольшие автоклавные котелки, у них герметично закрывается крышка и от нагрева создается давление внутри, что повышает температуру кипения воды. Ну или придется готовить пищу путем обжаривания на открытом огне. 2. Оптика. Тут буду краток. Многие пользуются очками, либо кто-то в кругу близких и знакомых их использует. Это великое изобретение человечества, которое облегчает жизнь людям с плохим зрением. Следует понимать, что у разных людей зрение нарушено по разному, и очки бывают разные. Оптическая сила линзы измеряется в диоптриях (d). Люди с близорукостью носят очки с d<0(-1,-2 и т.д.), люди с дальнозоркостью с d>0 (+1,+2 и т.д.). Причем оба глаза чаще всего видят по разному, им требуются разные линзы, а следовательно самостоятельно покупать очки в переходе не стоит, следует получить рецепт врача.

Зачем учить физику в школе? Несколько примеров.

2.Оптика. Тут буду краток. Многие пользуются очками, либо кто-то в кругу близких и знакомых их использует. Это великое изобретение человечества, которое облегчает жизнь людям с плохим зрением. Следует понимать, что у разных людей зрение нарушено по разному, и очки бывают разные. Оптическая сила линзы измеряется в диоптриях (d). Люди с близорукостью носят очки с d<0(-1,-2 и т.д.), люди с дальнозоркостью с d>0 (+1,+2 и т.д.). Причем оба глаза чаще всего видят по разному, им требуются разные линзы, а следовательно самостоятельно покупать очки в переходе не стоит, следует получить рецепт врача.

Зачем учить физику в школе? Несколько примеров.

3. Механика. Здесь все просто, механика повсюду. Мы ходим, перемещаем предметы, стиральная машина стирает, лифт поднимает на этаж, все это механика. Вы скажете пусть физики это все и изучают и придумывают, а я только кнопки нажимать буду. А как же «забить гвоздь» должен уметь каждый. Не все это делают правильно. Часто вижу как держат молоток рядом с головкой, при этом мучаются и часто травмируют себя, а нужно за край рукоятки. Чтоб открыть тяжелую дверь нужно толкать с краю подальше от петель. Часто все это мы делаем интуитивно, но ведь это физика, и вы ей пользуетесь, и знания вам эти не по наследству достались, а из школьного курса, либо нажиты путем проб и ошибок.

Зачем учить физику в школе? Несколько примеров.

4. Электричество. Все мы знаем, что нельзя браться руками за оголенные провода. Мой учитель физики шутил: «никогда не трогайте мокрыми руками провода – они ржавеют.» На самом деле и сухими не стоит. Мы знаем что в бытовой розетке напряжение 220 вольт, так вот бьет не напряжение, а ток создаваемый разностью потенциалов (или напряжением). Можно представить ветер, который дует из области высокого давления в область низкого давления. Если давление одинаково ветер не дует. Так вот ветер это ток, а давление это напряжение. Чем выше разность давления (разность потенциалов), тем сильнее ветер (ток). Дети часто спрашивают, почему птичек не бьет током. Потому что они сидят на одном проводе и не касаются других проводов и предметов. Потенциал на обоих лапках одинаков, следовательно разность равна нулю и ток через птичку не течет. Если птичка коснется одновременно двух проводов, или провода и мокрой ветки дерева, тут беды, увы, не избежать. Вы скажете, почему же нас бьет когда беремся за один провод? Потому что, наше тело не изолировано полностью, обувь, одежда, даже пол в квартире содержат влагу и проводят электричество. А так как потенциал пола (условной поверхности) можно считать равным нулю, то разность потенциалов можно считать равной 220 вольт, которая и создает в нас ток и весьма неприятные ощущения.

Зачем учить физику в школе? Несколько примеров.

И напоследок еще шутка от моего учителя физики. Когда одного из учеников ударило током, так как он не слушал технику безопасности, физик спросил «Ну как ощущения?». «Неприятно.» - ответил ученик. «Теперь ты знаешь от чего загорается лампочка»