«Завтрак на траве» Клода Моне. Трудная судьба картины

Речь сегодня пойдёт об удивительной судьбе картины Клода Моне «Завтрак на траве». Впервые я познакомился с ней в Музее изобразительных искусств имени Пушкина в Москве. Работа не типична для этого мастера: совсем не похожа на полотна со стогами сена или лондонским парламентом. Объяснение этому простое. В момент создания художнику было 25 лет, и он ещё искал свой стиль.

Клод Моне "Завтрак на траве" 1866 Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, Москва, Россия

Прошло несколько лет, и во время очередного посещения Парижа я, наконец, сподобился выделить время для спокойного посещения музея Орсе. И каково было моё удивление, когда я там увидел две картины с таким названием. Нет, про полотно Эдуарда Мане я, конечно, знал и хотел его увидеть. Но недалеко от этой работы висела довольно странная картина, составленная из двух прямоугольников довольно крупного размера. Автором был Клод Моне, сюжет картины напоминал тот, с которым я познакомился в Москве. Но почему такой необычный вид? История почти детективная.

Клод Моне "Завтрак на траве" Музей Орсе

Беда с этим созвучием фамилий Мане и Моне. Художников путали и при жизни, и это их раздражало. Представьте ситуацию: Эдуарда (Мане) поздравляют по поводу успеха морских пейзажей, которые написал Клод (Моне). Критика же, предназначенная Эдуарду за знаменитую «Олимпию» доставалась Клоду. Во избежание путаницы Клод решил подписывать свои работы не только фамилией, но и именем.

Эдуард Мане "Завтрак на траве"

Но именно работа Эдуарда Мане, выставленная на Парижском салоне, вдохновила Клода Моне на создание своего «Завтрака». Его не смутил скандал, разразившийся вокруг этой картины. Эдуард изобразил обнажённую куртизанку в компании молодых щёголей. Мужчинам не понравилось откровение об их времяпровождении. Жёнам они запрещали на неё смотреть. Была выпущена даже карикатура, где полицейский не позволяет беременной приближаться к картине.

Моне не волновала обнажённая натура, его восхитило то, как коллега передал свет в картине. Не забывайте – это пора зарождения импрессионизма. Так возник замысел создания своего «Завтрака на траве».

Обратите внимание: Царское проклятье. Как сложилась судьба детей Петра Великого?.

Эскизы делались на природе в лесу Фонтенбло, а дальнейшая работа велась в студии в Париже. Первоначально был выполнен вариант композиции размером 130 на 181 сантиметр. Именно это полотно находится в Пушкинском музее. Картину у художника приобрёл в 1904 году московский купец и меценат Сергей Щукин.

Дальше начинается самое интересное. Художник замыслил огромное полотно: 4 на 6 метров, на котором было много солнечного света, теней, бликов. Работу над таким большим полотном художник рассматривал как вызов самому себе, но и общественности, которая критиковала его работы. В мае 1865 года в письме своему другу Базилю, позировавшему для мужских фигур, он писал:

Я думаю только о моей картине, и если я совершу ошибку, я думаю, что сойду с ума.

Композиция довольно проста: 12 человек (мужчины и женщины) расположились в лесу для пикника. Кто-то лежит, кто-то сидит, несколько человек стоит в тени деревьев.

Но возникли проблемы, прежде всего из-за размеров полотна. Приходилось много раз переписывать. Происходило это во многом под влиянием комментариев Гюстава Курбе, которого художник считал своим наставником. Моне рассказывал, что по его совету начал изменять женские платья, шляпки и в результате окончательно испортил холст. Следы переделки можно обнаружить, если сравнить московское полотно с парижским. Сидящий безбородый молодой человек превратился в более взрослого бородатого. Платье стоящей слева женщины изменило цвет, да и шляпка появилась другого фасона.

Работа над почти законченным полотном была прекращена, публика его тогда так и не увидела. Она осталась у Моне как напоминание о неудавшемся эксперименте.

А что было дальше, узнали только спустя 50 с лишним лет. К художнику на восьмидесятилетний юбилей приехал герцог Тревизо. Ему-то и поведал дальнейшую историю картины юбиляр:

Мне очень важна эта работа, такая неполная и изуродованная; я должен был заплатить за аренду, я отдал её в залог хозяину, хранившему её в своем подвале, и когда я наконец-то смог забрать её, то увидел, что она успела заплесневеть.

А сумел выкупить он её только спустя шесть лет. Художник вынужден был разрезать картину на три части. Правый фрагмент пришлось выкинуть: он уже подгнил. От средней части тоже пришлось отрезать. После смерти художника сохранившиеся части хранились у его сына, но затем оказались в разных частных коллекциях. В 1957 году левая часть была передана государству и оказалась в Лувре, а в 1986 году была отправлена в музей Орсе. Средняя часть оказалась там спустя год. Так две многострадальные части воссоединились.

Вот такая история одной картины. Или двух!

Не забудьте подписаться на канал "Досужник"

#искусство #культура #европа #живопись #интересные факты #история #путешествия #россия #наука #литература

Еще по теме здесь: Новости науки и техники.

Источник: «Завтрак на траве» Клода Моне. Трудная судьба картины.