В этой теме мы будем колдовать с персональностью, то есть с лицом и числом. Ты ешь тортик, или они едят тортик без тебя. Нам важно указать, КТО совершает действие. А то понимаешь, совсем обнаглели, тортиком не поделились!
Уже повеяло стилистикой, чувствуете? Стоит только употребить личные формы глагола (пишу, пишешь, пишет, пишем и тд) не там, где надо, и… бам! Ваше слово стилистически-маркированное.
Теперь разберем подробнее. Вспоминаем стили, которых пять. На их основе и будем анализировать что куда, и кто к чему.
Научный стиль
В науке нет никакого «Я». Или как сказал один небезызвестный историк: «Ваше мнение — это мусор». В научном контексте, конечно же. Поэтому личные формы глагола в этом стиле будут с легким налетом отвлеченности, обобщенности, неизвестности. А раз в науке нет никакого «меня», то не будет и «тебя». Глаголы 2-го лица единственного и множественного числа (ТЫ пишешь, ВЫ пишете) либо вообще отсутствуют, либо сведены к минимуму.
Ученые —народ загадочный, а про математиков я вообще молчу. Ты думаешь, что они такие важные в костюмах, отглаженных рубашках сидят на своих конференциях, читают доклады. После обеда возвращаются в чистые, красивые кабинеты и пишут на листочках формулы. А потом встречаешь парнишу с рюкзаком в растянутом свитере (стиль бомжа) на subaru, и оказывается, что он кандидат технических наук, программист и подающий надежды математик. Пишут одно, а на самом деле — совсем другое. Так и с личными формами глагола в научном стиле: они обозначают совсем не то, что должны. 1-му лицу множественного числа (МЫ пишем) хорошо бы иметь значение «я и другие», но нет! Вместо этого у них, видите ли, есть «авторское мы» и «мы совокупности».
Боже вас упаси писать в научной статье: «ниже я привожу..., напоминаю..., замечу, что...». Вы не для своей странички в инстаграм пишете! Только: «ниже МЫ приводим…, напомним…, заметим...» - это и есть «авторское мы». Теперь будем разбираться с «мы совокупности». Смотрите, я его уже использовала: теперь мы будем разбираться. «Мы совокупности» привлекает читателя, как бы вовлекает его в исследование. Еще пара примеров: Станем нагревать стержень…; Возьмем более поздний период…
Дал Бог объект, даст и предмет! Поговорим про 3-е лицо глагола (ОН пишет, ОНИ пишут). Оно может:
1. Отражать отвлеченность, указывать не на лицо, а на предмет: конспект пишется следующим образом.
2. Выступать в неопределенно-личном значении: эти свойства приписывают конспекту.
3. А может и вообще не содержать указания на какого-либо деятеля (потому что тот пожелал остаться неизвестным): конспект пишется долго.
Резюмируем. В научном стиле нет даже намека на «я» и «меня». Все обобщено, отвлечено, иногда даже неизвестно. И помните, не все так просто с использованием МЫ. Соблюдайте научную этику и не забывайте привлекать читателя, тогда ваша статья будет лучшей!
Официально-деловой стиль
Давайте по-деловому
Пункт 1. 1-е лицо единственно числа (Я) употребляется в клишированных оборотах: Прошу рассмотреть, Доверяю получить
Пункт 2. 2-го лица единственного и множественного числа практически нет. Официально-деловой стиль «безличный», именной. Поэтому нет никаких «тебя» и «вас». Это в любовных письмах будете писать. А тут это вам не это!
Пункт 3. 3-е лицо употребляется чаще, чем в научном стиле. Потому что в документах надо называть лица и предметы, регулировать их отношения, устанавливать их права и обязанности. Окончательные расчеты производятся…, платежи вносятся, Договор признается недействительным. Все страдают.
Итого: все обезличено и страдает.
Публицистический стиль
Оживи текст или яжисайтист
Не знаете как написать хорошую статью в сайт? Используйте личностные глагольные формы. Напишите, "на этой неделе открыли новый театр", вместо, "на этой неделе состоялось открытие нового театра".
Используйте 1-е лицо глагола, чтобы воздействовать на читателя.
Заходим в новое здание и видим современный, продуманный интерьер. Ничего лишнего: минималистичные скульптуры украшают фойе, стеклянные лестницы делают пространство светлым и воздушным. Если пойду прямо и спущусь по небольшой лестнице — попаду в гардероб, поверну направо и поднимусь — и вот я уже в главном холле.
Люди поверят вам, если будет история, ваши впечатления, а не сухие факты о том, что «15 апреля этого года состоялось открытие нового театра», «фойе украшено пятнадцатью скульптурами в стиле «минимализм» или «театр рассчитан на 540 зрителей».
Превратите монолог в беседу с читателем, направьте текст на свою аудиторию. Пусть будет полезно и интересно.
Внутри нас ждет современный репертуар: спектакли в духе экспериментального театра 20 века, переосмысление классики. Актеры расскажут танцем и жестами «Ромео и Джульетту», а в новой «Андромахе» хор будет представлять всего один человек. Любители классических постановок тоже найдут для себя местечко. На следующей неделе дают бессмертного «Гамлета».
Здесь автор — очевидец. Он уже и интерьер оценил, и репертуар изучил. Как хороший друг, он советует вам посетить новый театр, рассказывает, что может вас заинтересовать.
Публицистике не нужны отвлеченные значения и страдания. Только конкретность и ясность.
"Открыли новый театр" — вместо "состоялось открытие нового театра", "любители классических постановок найдут" — вместо "для любителей классических постановок найдется", "пойду прямо и спущусь по небольшой лестнице — попаду в гардероб" — вместо "чтобы попасть в гардероб, вам нужно пройти прямо и спуститься по небольшой лестнице".
Делайте живые заголовки: не открытие нового театра, а идем в новый театр. В заголовках чаще встречаются формы 1-го лица. Смотрим новую версию «Ромео и Джульетты».
Публицистике не чужда художественность. Используйте личные формы глагола «не там, где надо» (в несвойственных им значениях), и ваш текст заиграет новыми красками и станет экспрессивным донельзя.
Художественная и разговорная речь
Какая экспрессия!
Чтобы быть выразительным, нужно быть «не таким как все». Так и с личными формами глагола. Они приобретают разные оттенки значения, когда становятся «не такими», выступают в нетипичных для них грамматических значениях.
У нормальных людей дело обстоит так:
1-е лицо обозначает действие говорящего (пишу конспект)
2-е лицо обозначает действие собеседника (читаешь конспект)
3-е лицо обозначает субъекта, не участвующего в речи (преподаватель проверяет конспект)
В общем: я, ты и человек за дверью.
Что там у стилистически-маркированных товарищей?
1-Е ЛИЦО(Я/МЫ) единственного и множественного числа обобщает, говорит за всех сразу. Чужой конспект в два счета напишу, а к с своему ума не приложу. (Обычно в пословицах и поговорках)
2-Е ЛИЦО единственное число (ТЫ)
Может указывать на говорящего: Эх, вот бывало, как сядешь, как напишешь конспект за вечер, да пойдешь сериальчики смотреть!
Может вообще ни на кого не указывать (исключать конкретное лицо): Это ты с гуглом такой умный, а на экзамене из тебя и слова не вытянешь!
Может обобщать: Наскучило сериалы смотреть, - пишешь конспект…
2 лицо множественного числа (ВЫ) тоже может обобщать: Если, сидя на экзамене, вы позволите себе списать, - вы пропали.
3-Е ЛИЦО единственного числа (ОН/ОНА):
Может быть безличным. Это когда действие совершается само собой. Страшновато... Тихо завывает в ночи: то конспекты пишутся студентами.
3-е лицо множественного числа (ОНИ)
Может быть неопределенно-личным. Это когда мы не знаем кто совершает действие. Здесь пишут конспекты.
Может быть обобщенно-личным. Это когда совершить действие может любой. Провалив экзамен, по конспектами не плачут.
ЕЩЕ можете отозваться о себе в 3-м лице. Я увидела себя как бы со стороны и отметила: а она держится.
ЕЩЕ можете добавить щепотку торжественности и пропустить местоимения в 1-ом и 2-ом лице: Подхожу сегодня к столу и начинаю писать конспект.
Готово! Вы ужасно эмоциональны и экспрессивны.