Модели аэромобилей имеют ряд преимуществ перед другими автомоделями: это простота конструкции, регулировки, запуска двигателя; летом их можно запускать на колесах, зимой — на коньках.
Они могут быть изготовлены учениками 5—7-х классов. Начинающие моделисты приобретают при этом навыки, необходимые моделистам-спортсменам: в регулировке и запуске двигателя, подборе необходимых компонентов топлива, умении запускать модели на корде и другие.
На станции юных техников города Жуковского Московской области в автомодельном кружке строят модели аэромобилей уже четвертый год. За это время было изготовлено и испытано много конструкций. Мы расскажем об одной из них.
На рисунке 1 общий вид модели аэромобиля с компрессионным двигателем МК-16. Она состоит из двух основных частей: шасси и кузова (контура) с топливным бачком, двигателем и воздушным винтом.
Раму (основание) шасси и контур надо выпилить из фанеры по шаблонам. На раме выдалбливаются пазы для шипов контура (рис. 2). Контур соединяется с ней клеем АК-20.
Рессоры можно изготовить двумя способами. Проще всего сделать их из дюралюминия Д16Т или стального листа (ленты) толщиной 1,5 мм (см. рис. 1). Они вставляются в пазы контура и крепятся двумя болтами. Рессоры из полотна пилы или из пружинной стали толщиной 0,8÷1 мм обеспечивают хорошую амортизацию модели. К ним приклепываются уголки из дюралюминия или стали. Отверстия в стальных деталях можно просверлить или выполнить пробойником на свинцовой плите.
Колеса состоят из дисков и шин. Диски вытачиваются из дюралюминия, втулки — из бронзы или латуни (рис. 3). Затем втулки запрессовываются в диск и отверстия в них разверткой доводятся до диаметра 4 мм. Оси колес лучше выполнить из винтов М4 с гладкой шейкой.
Шины изготовляются из сырой резины. Вулканизация производится в разъемной прессформе (рис. 4). В кольцевое углубление одной половинки прессформы положите сырой резины немного больше, чем нужно для шины. Половинки пресс-формы сложите, сожмите в тисках, уплотнив резину, и затяните болтом и гайкой. Подогрейте пресс-форму в муфельной печи до температуры 90— 100º. Сырая резина при этом размягчится и позволит соединить половинки. Затем прессформа снова помещается в муфельную печь, где выдерживается 30—50 минут (в зависимости от разновидности сырой резины) при температуре 150—180°С.
Если нет муфельной печи, шины можно изготовить на токарном станке из листовой вулканизированной резины. Зажмите в патроне шпинделя (рис. 5) деревянную болванку, к ней прикрепите шурупами кусок резины, ножевидным резцом сделайте в нем внутреннее отверстие и обрежьте по наружному диаметру. Потом натяните на деревянную оправку, которая зажимается в патроне, и обработайте поверхность резины по шаблону крупнозернистой шкуркой, наклеенной на деревянный брусок. Надевать шину на оправку следует с помощью металлических лопаток или затупленных полукруглых стамесок.
Зимой вместо колес на модель устанавливают коньки (на рисунке 1 они показаны штриховыми линиями). Коньки изготовляются из листовой стали толщиной 1,5÷2 мм. Они крепятся к рессорам винтами М4 с пружинными шайбами (шайбы Гровера).
Топливный бачок (рис. 6) вырежьте из жести. Он крепится к пилону контура модели шурупами с помощью кронштейнов. Заправочный дренажный 5 и топливный патрубки изготовляются из медной трубки диаметром 3 мм и впаиваются в бачок (рис. 1).
Двигатель крепится винтами М3 в проеме пилона контура модели (рис.2). Патрубок карбюратора соединяется с топливным патрубком бачка хлорвиниловой трубкой.
Воздушный винт (рис. 7) изготовляется из твердых пород дерева: бук, граб, береза и др. С технологией изготовления воздушных винтов можно познакомиться в книгах по авиамоделизму.
От подбора винта во многом зависит скорость модели. Модели аэромобилей такого класса развивали максимальную скорость 92 км/час.
Перед покраской модель предварительно грунтуют клеем АК-20 и шпаклюют нитрошпаклевкой.
Модель запускают на корде, которая изготовляется из стальной проволоки ОВС длиной 10 м и диаметром 0,6÷0,8 мм. Одним концом она крепится к кордовому устройству (рис. 9) в центре корта, другим — к уздечке (рис. 8) на модели.
Для того чтобы модель при запуске не «забегала» внутрь круга, ее надо отрегулировать; на прямом участке она должна двигаться точно по прямой.
Модель запускают на корте по часовой стрелке, что обусловлено реакцией воздушного винта. В начале разбега следует поддержать корду рукой, чтобы модель не приближалась к центру круга.
Максимальную скорость определяют обычно на дистанции 500 м (8 кругов по корту).
Для запуска моделей нужно изготовить передвижное кордовое устройство (рис. 9), которое можно было бы устанавливать в центре корта летом и на ледяной площадке катка зимой.
Р. ХАБАРОВ