Аккумулятор — прибор, осуществляющий накопление энергии с целью ее последующего использования. В настоящее время различают несколько типов аккумуляторов. Среди них:
1) электрический аккумулятор, он осуществляет превращение электрической энергии в энергию химических связей, по мере необходимости происходит обратное преобразование химической энергии в электрическую; данный вид аккумуляторов нашел широкое применение в машиностроении;
2) тепловой аккумулятор, он способен запасать тепловую энергию, которая впоследствии может быть использована по мере необходимости;
3) инерционный аккумулятор, он осуществляет преобразование действия внешних сил в кинетическую энергию, которая впоследствии по мере необходимости может быть использована;
4) гидравлический аккумулятор; он осуществляет накопление жидкости с ее последующим использованием; данный вид аккумуляторов применяется на гидравлических установках;
5) пневматический аккумулятор, он осуществляет накопление газа с последующим его использованием; применяется в пневматических установках.
Наибольший интерес представляют электрические аккумуляторы, которые используются в автомобилях. В настоящее время в продаже имеются залитые и сухозаряженные аккумуляторы. Для приведения сухозаряженного аккумулятора в работоспособное состояние осуществляют приготовление электролита. Для этого смешивают концентрированную серную кислоту с дистиллированной водой в соотношении 30,6 : 100. Приготовленный раствор электролита заливают в сухозаряженный аккумулятор, после чего происходит пропитка активных масс аккумулятора в течение 30—120 мин в зависимости от фирмы-производителя. После этого аккумулятор подлежит подзарядке.
Первая электрическая батарея, пригодная для повсеместного применения, была спроектирована и создана в 1802 г. Уильямом Круикшанком. Эта батарея представляла собой ящик из древесины прямоугольной формы, внутри которого помещались квадратные медные пластины, спаянные с такими же цинковыми пластинами. Ящик заполнялся электролитом, в качестве которого выступали либо кислота, либо морская вода. В дальнейшем благодаря т рудам Майкла Фарадея, Андре-Мари Ампера и ряда других выдающихся ученых физика электричества шагнула далеко вперед. В 1899 г. Вальдмар Юнгнер сконструировал никель-кадмиевый аккумулятор, в 1901 г. Эдисон создал никель-железный аккумулятор. Дальнейшее усовершенствование аккумуляторов было связано прежде всего с разработкой различных вариантов комбинирования металлических пластин, а также с созданием герметичного пространства, в которое помещаются пластины.