На протяжении всего 20 века атомная энергия не давала покоя человеку – такая мощность тратится зря. И хотя попытка создать атомный поезд провалилась, корабли с ядерным реактором прижились. Более того, за атомными ледоколами будущее Арктики.
Но была еще одна непокоренная стихия - небо. И советские, и американские конструкторы пытались отправить туда атомные ракеты. А все потому, что идея создания самолета на ядерном двигателе нашла активную поддержку у военных.
Представьте себе, что в вашем распоряжении самолет огромной грузоподъемности, который может находиться в воздухе до двух суток без дозаправки. Такая машина запросто могла улететь на десятки тысяч километров вглубь вражеской территории и сбросить там пару ядерных бомб. И самое главное, сделать это в кратчайшие сроки.
Считалось, что атомолет может двигаться со скоростью 2000-3000 км/десять на недосягаемую высоту в 20 000 м. А это, на миг, верхний предел биосферы и начало так называемого «ближнего» космос».
Итоги разработок
И Советский Союз, и государства добились определенных успехов в развитии атомной авиации. Обе страны смогли разработать перспективные проекты, провести наземные испытания и поднять в воздух.
Конечно, обычные тяжелые бомбардировщики поднялись в небо, а до создания ядерных двигателей дело так и не дошло. Все проекты были прекращены на стадии первых летных испытаний, когда еще проводились исследования воздействия радиации на бортовое оборудование и проверка надежности биологической защиты.
И все попало в стандартные вопросы:
- защита окружающей среды от радиоактивных выбросов;
- защита экипажа;
- защита местности в случае стихийного бедствия.
Пока решались эти задачи, появились баллистические ракеты большой дальности. И потребность в тяжелом бомбардировщике отпала. Ракеты теперь летали в гости своим ходом, а в дальних полетах можно было дозаправиться в воздухе.
Обратите внимание: Космический аппарат Кассини обнаружил гигантские пыльные бури, бушующие на Титане.
Разработка потеряла свою актуальность, и все программы свернуты.Ту-119 и NB-36H
С нашей стороны в испытаниях участвовал винтовой стратегический бомбардировщик Ту-95. Когда программа закончилась, модифицированный самолет успел совершить около трех десятков полетов с реактором на борту.
По официальным данным, он мог летать со скоростью около 800 км/ч и преодолевать расстояние почти в 5000 км. На базе именно этого самолета был подготовлен проект ТУ-119, но до атомных двигателей дело так и не дошло.
С американской стороны в работах участвовал многострадальный Convair B-36. Самый большой в истории военный самолет США эксплуатировался с 1949 по 1959 год. За это время он успел морально и технически устареть, сняться с производства и устроить пять катастроф, в том числе с участием атомной бомбы (1950 год), которая, к счастью, обернулась оказался макетом термоядерной бомбы (1959 г.). Во втором случае детонации активной зоны также не произошло.
Для сравнения, наши Ту-95 и сегодня продолжают быть занозой в НАТО, регулярно прощупывая границы вдоль побережья Японии, Португалии и Британских островов.
Хотя В-36 уступал ему только в скорости (890 км/ч против 672 км/ч), он превосходил Ту-95 по взлетной массе, дальности полета и потолку. А все потому, что он оказался ненадежным и слишком дорогим в обслуживании.
Но почему-то программа по атомолетам закрыта. В нынешних условиях возобновлять его нецелесообразно. Атомная промышленность сейчас работает на космос. Россия, в частности, разрабатывает атомный буксир «Зевс». Первая миссия запланирована на 2030 год к спутникам Юпитера.
Больше интересных статей здесь: Новости науки и техники.
Источник статьи: Атомолеты и космический буксир.