В 1980-х годах в Советском Союзе решили изменить подход к космическим запускам. Дело было в этом. Дело в том, что запуск ракеты с поверхности земли требует, во-первых, большого количества топлива, чтобы оторвать от поверхности многотонную махину; во-вторых, для пусков обязательна привязка к космодрому, как наземному, так и плавучему.
Так что нужно было сделать возможным запуск шаттла без привязки к космодрому и без использования первой ступени ракеты. По сути, это была новаторская для своего времени идея, которая начала делать свои первые шаги уже в наше время, но, к сожалению, с американскими частными космическими компаниями.
Тем не менее, именно в нашей стране началась разработка такой системы, которая получила название МАКС, а именно многоцелевой системы для космических путешествий. Проект разрабатывался в НПО «Молния» под руководством гениальнейшего конструктора Г.Е. Лозино-Лозинского.
Проект был настолько амбициозным и далеко идущим, что вполне мог стать долгосрочным проектом, пережившим даже программу «Спейс шаттл». Конечно, это в будущем, но все же. Важнейшей особенностью программы было то, что первого этапа как такового не было. Вместо них использовали бы сверхтяжелый самолет Ан-225, а в перспективе — Ан-325.
Возникает вопрос, как эта программа может быть многообещающей и самоокупаемой. Здесь все очень просто объясняется. Дело в том, что самолет поднимется на большую высоту, выше траекторий полета пассажирских самолетов. С этой высоты будет происходить запуск орбитального самолета, прикрепленного к самолету Ан-225 или Ан-325. Предполагалось, что будет три варианта второго этапа:
1. МАКС-ОС-П - пилотируемый орбитальный самолет (ракетоплан), который имел бы одноразовый топливный бак. Это будет не Буран, как кажется, а меньший многоразовый ракетоплан советской разработки программы «Спираль». Этот корабль будет выполнять пилотируемые полеты на космические станции различного назначения, как для доставки космонавтов, так и для их спасения со станций в случае возникновения чрезвычайных ситуаций. Кстати, Бураны не планировалось запускать с самолетов Ан-225. Эти самолеты нужны были только для перевозки «Бурана» с места сборки на стартовую. Такой грузовик.
2. МАКС-М - беспилотный транспортный вариант с многоразовым орбитальным самолетом (ракетопланом). У него не было бы внешнего топливного бака. Выглядело это футуристично и очень стильно для своего времени. Он будет выполнять беспилотные низкоорбитальные полеты к космическим станциям для доставки грузов как на станции, так и обратно на Землю. Это будет многоразовый космический грузовой ракетоплан и, главное, многоразовый.
3. МАКС-Т - беспилотный транспортный вариант с одноразовой второй ступенью ракеты. Он предназначался для запуска спутников на орбиту и доставки грузов на космические станции, находящиеся на орбите вокруг Земли. Как вы понимаете, после вывода спутника или другого груза на заданную орбиту топливный бак и сама стартовая ступень сгорали бы в атмосфере. Эта беспилотная вторая ступень могла доставить на НОО груз весом до 18 тонн. Это очень много в масштабе, даже близком к космическому.
Глядя на этот проект из нашего времени, заметно, что проект опередил свое время и что скрывать, он имеет более новаторскую идею перед тем же проектом SpaceX с его многоразовыми ракетами, так как использует инновационный и экологически чистый запуск с высоты более 10 км над земной поверхностью. Кроме того, расходуется меньше топлива, чем если бы запуск происходил с самой поверхности. Ведь надо понимать, что много топлива тратится только отрываясь от земли.
Если заглянуть в будущее ракетно-космической отрасли России, то есть все возможности возродить этот проект, но оптимизировать его под современные нужды космонавтики и использовать современные достижения электроники, ракетостроения, аэродинамики и авиастроения.
Естественно, воссоздавать сами самолеты Ан-225 или Ан-325 нет необходимости, так как техническая документация осталась на территории Украины. Но возможно создание сверхтяжелого грузового самолета, по примерной компоновке повторяющего Ан-225, но с современными достижениями аэродинамики и современным видением российского авиастроения.
Кроме того, можно было не переделывать ракетные самолеты МАКС-ОС-П, МАКС-М и МАКС-Т под современные требования. Наши конструкторы наверняка смогли бы сделать хороший грузовик, который мог бы перевозить грузы и запускать ракетопланы с высоты 15-20 км.
Конечно, все упирается в деньги. Но когда станет ясно, что этот проект является прорывным, а вопросов по многоразовым ракетам пока больше, чем ответов, то запуск этой программы будет наиболее логичным для дальнейшего развития российской космонавтики в плане освоения околоземных орбита.
Мы рады, что вам нравится и вы подписываетесь на страницу.
Больше интересных статей здесь: Новости науки и техники.
Источник статьи: В 1980-х гг.