К лету 1942 года положение Британской империи вызывало немало опасений. В Юго-Восточной Азии пали Сингапур и Гонконг, была практически потеряна Бирма, создавались угрозы Индии и даже Австралии. На Африканском театре военных действий итало-немецкие войска рвались к Каиру. Но самым неприятным было для британцев нарушение морских коммуникаций.

Авианосцы из льда и опилок: история амбициозного проекта британских кораблестроителей

Англия самостоятельно не могла обеспечить себя продовольствием и материалами для промышленности, многое приходилось завозить из колоний. А вот тут и состояла главная проблема англичан — на морских коммуникациях свирепствовали подводные лодки Германии.

Великобритания вступила во вторую Мировую войну имея самый мощный военно-морской флот в мире. Но коммуникации были столь протяженные, что для их защиты военных кораблей все равно не хватало. К 1942 году для Англии стали важнейшими атлантические коммуникации, связывающие ее с США и Канадой.

Однако и немцы понимали исключительную важность этих коммуникаций для противника. Хотя конвои и сопровождались эскортными кораблями, успехи подводных лодок были велики. Для защиты торговых судов требовалось воздушное прикрытие, которое могли осуществлять только авианосцы, но вот кораблей этого класса катастрофически не хватало. Постройка авианосцев дело не только долгое, но и чрезвычайно дорогое. Требовалось найти нестандартный выход.

Именно летом 1942 года лорд Моунтбеттен, начальник отдела совместных операций, имел беседу с инженером Джеффри Пайком, который был рекомендован лорду министром кабинета Леопольдом Эмери. После этой беседы Моунтбеттен пришел к выводу, что имел разговор с гением.

Идея предложенная Пайком поражала воображение — он предлагал при строительстве авианосца не просто уменьшить количество используемой стали (а сталелитейная промышленность Англии работала с чрезвычайным перенапряжением, но все равно даже и близко не могла удовлетворить потребности воюющей страны), а не использовать ее вообще. Английский инженер предложил построить авианосец изо льда.

Авианосцы из льда и опилок: история амбициозного проекта британских кораблестроителей

Справедливости ради, Джеффри Пайк не был первым конструктором ледяных кораблей. Еще в конце 20-х годов германский ученый Герке из города Вальденбурга не только обосновал возможность существования подобных судов, но даже на Цюрихском озере проводил предварительные эксперименты.

Под впечатлений изложенных Пайком материалов, Моунтбеттен смог не только заинтересовать Адмиралтейство возможностью постройки ледяного авианосца, но и получить деньги на предварительные исследовательские работы. Первоначально планировалось просто спиливать верхушки айсбергов, а затем транспортировать их на нужное место в Атлантике. Однако сам процесс спиливания верхушки айсберга был делом трудоемким, а уж перемещение ледяного авианосца вызывало практически неразрешимую проблему — ведь от 5/6 до 9/10 массы плавучей льдины пребывает под водой. Значит масса айсберга, а следовательно и его инертность, чрезвычайно велики.

Авианосцы из льда и опилок: история амбициозного проекта британских кораблестроителей

Следующая проблема использования естественных айсбергов в качестве авиабазы была в его длине. Он должен быть не меньше чем 2 длины волны, а их в Атлантике во время шторма 5-6 на морскую милю. Иначе айсберг будет разорван подобно балке работающей на изгиб. Следовательно, льдина должна иметь размер порядка 700х700 метров. Сразу стало ясно, что даже если и удастся подобрать нечто подобное, то подводным лодкам Германии не составит труда всадить в сооружение пару торпед и уничтожить его.

От проекта по созданию ледяного авианосца хотели было уже совсем отказаться, но затем появилась идея искусственно упрочнить лед. Экспериментаторы перебрались на озеро Луиза, что в Канаде и начали намораживать лед на деревянные балки длиной до 12 м. но подобное армирование приводило к сильному растрескиванию льда при различных нагрузках. Однако инженерам стало ясно, что они на правильном пути, ведь прочность подобного льда значительно превосходила аналогичный показатель естественного айсберга. Оставалось подобрать вариант и способ армирования.

В качестве варианта сразу несколько специалистов предложили испробовать микроармирование — это когда небольшие частички арматуры располагаются по всему объему вещества. Попросту говоря, брались различные твердые вещества, представлявшие собой взвесь во всем объеме воды и так замораживались. Практически все требуемые показатели искусственного льда резко увеличились. Оставалось подобрать само вещество и его концентрацию при которых соотношение нужных параметров будет представлять собой лучший из вариантов.

Авианосцы из льда и опилок: история амбициозного проекта британских кораблестроителей

Решение было найдено в начале 1943 года Германом Марком и Вальтером Хоэнштайном, которые обнаружили, что лучшую комбинацию характеристик представляет собой ледяной блок из пресной воды, в который вморожено 14% целлюлозы. Этот материал получил название пайкерит. Правда сейчас в пайкерите не обязательно целлюлоза, да и концентрация наполнителя может до 45% по весу.

Итак, материал подходящий для строительства ледяного авианосца был найден. Выполнение было поручено канадской стороне. Канадцы сумели разработать проект заказанного боевого корабля, технологию его изготовления и даже начали эксперименты по созданию моделей. Сам ледяной авианосец планировалось ввести в строй в 1944 году. Однако уже начальном этапе работы по строительству чудо-оружия были свернуты за ненадобностью.

К этому времени американцы оккупировали Исландию и устроили там авиабазу. А еще промышленность США начала буквально штамповать эскортные авианосцы для проводки конвоев. Угроза со стороны германских подводных лодок была почти снята и перспективная разработка просто оказалась не нужна. Правда остался материал пайкерит.