Когда московский инженер Юрий Елисеевич Чумичев задумал сделать автомобиль-амфибию, он обратился прежде всего к моделям. Да, как это ни странно, не только большим конструкторским коллективам сведения о свойствах вновь проектируемых машин могут сообщить маленькие модели, но также и создателям самодельных конструкций. Юрий Елисеевич придавал своим моделям различные очертания и тащил их по воде на длинной нити, напоминая Гулливера. К нити был прикреплен динамометр, и по показаниям его определялось усилие, которое надо развить, чтоб преодолеть сопротивление воды. Так были установлены наилучшие формы будущего автомобиля-катера. Об автомобиле-амфибии инженера Чумичева писала газета «Известия». Автор получил много писем. В этом номере нашего журнала инженер Чумичев выступает с подробным описанием своей конструкции.
I. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ
Микролитражная амфибия рассчитана на два взрослых места и предназначена в основном для летних прогулок.
Кузов ее без дверей, полузакрытый, спортивного типа, несущий. Он устанавливается на трубчатой сварной раме, включающей передний и задний мосты.
Двухтактный карбюраторный двигатель с воздушным принудительным охлаждением расположен сзади. Ведущие колеса задние. Топливо к карбюратору поступает из бака самотеком. Коробка передач четырехступенчатая. Усилия на ведущий мост передаются втулочно-роликовой цепью.
Передвижение по воде осуществляется с помощью гребного винта, для чего в силовой передаче имеется раздаточная коробка с нейтралью и реверсом. Наибольшая скорость амфибии с полной нагрузкой по шоссе — 64 км/час, по воде — до 7 км/час.
Конструкция амфибии такова, что кузов можно снимать с рамы мостов без разбалансировки рулевой и тормозной систем. При снятии кузова с рамы — это легко сделать на плаву в мелководье — и отсоединении передних полукрыльев машина превращается в катер глиссирующего типа. Его максимальная скорость с полной нагрузкой — 20 км/час.
КОНСТРУКЦИЯ
КУЗОВ полузакрытый, конструктивно выполнен аналогично корпусу катеров набором деревянных шпангоутов и стрингеров, обшитых фанерой толщиной 4—6 мм.
В передней и средней части кузова размещаются воздушные ящики водоизмещением 575 кг, моторный отсек водонепроницаем. Система секционирования кузова обеспечивает амфибии (если один из отсеков погрузится в воду) непотопляемость и запас положительной плавучести. Кабина кузова имеет съемный тент, два сиденья, багажники в переднем и заднем отсеках и свободную часть, которая используется для размещения спасательных средств, инвентаря амфибии (якорь, багор-весло и т. д.) и устройства спальных мест. При коротких поездках в ней могут быть установлены одно или два детских сиденья. Лобовое стекло — заднее от автомобиля «Волга».
УПРАВЛЕНИЕ включает: щиток приборов, на котором размещены ключ зажигания и переключения света, переключатель указателей поворота и отмашки, спидометр, указатель температуры цилиндров и амперметр; рулевой механизм от автомобиля «Москвич-402», с рычагом переключения скоростей, педаль сцепления и газа, педаль ножного и рычаг ручного тормоза, рычаги переключения заднего и переднего хода амфибии иа земле (с приводом к дифференциалу) и на воде (к раздаточной коробке) — оба с нейтралями, — рукоятку механизма пуска двигателя.
РАМА представляет собой трубчатую сварную конструкцию, жестко связывающую передний и задний мосты и фиксирующую их положение относительно корпуса. Трубы ее тонкостенные, диаметром 50 мм. Рама достаточно жестка и прочна для того, чтобы воспринимать и передавать усилия от мостов на кузов. Крепление рамы к кузову осуществляется 8 болтами М12 мм, ввинчивающимися в закладные детали кузова.
ПЕРЕДНИЙ МОСТ — от мотоколяски СЗА с некоторыми изменениями, связанными с установкой рулевой колонки и рычагов трапеции от автомобиля «Москвич-402» и тормозов на передние колеса.
ЗАДНИЙ МОСТ — от мотоколяски СЗА с качающимися поперечными рычагами и дифференциалом, подвески от мотоцикла «Ява», по две у каждого колеса.
СИЛОВАЯ УСТАНОВКА: Двигатель «Ява-350» бензиновый карбюраторный, 2-тактный, установлен сзади на сварной трубчатой раме, передающей усилия от веса и натяжения цепи на каркас кузова через резиновые виброизоляторы. Охлаждение двигателя воздушное, принудительное, осуществляется вентилятором, отсасывающим воздух от цилиндров и картера. Забор воздуха в моторный отсек осуществляется через специальные воздухозаборники. Здесь используется скоростной капор. Выпуск — через жалюзи крышек моторного отсека. Топливо к карбюратору подается самотеком из бака, также расположенного в моторном отсеке.
СИЛОВАЯ ПЕРЕДАЧА — от мотора к раздаточной коробке и от раздаточной коробки к дифференциалу — цепкая. Для натяжения цепи предусмотрены промежуточные ззездочки. Передаточное число силовой передачи 5,9.
Коэффициент полезного действия силовой передачи до колес — hn = h1h2h3h4 = 0,95*0,92х0,92х0,95 = 0,76, до винта — hn = h1h2h3 = 0,95х0,92х0,92=0,81, где h1 и h4 — кпд цепной передачи до коробки передач и главной передачи (в масляной ванночке) равный 0,95;
h2 и h3 — кпд цепной передачи от коробки передач до раздаточной коробки и от раздаточной коробки до главной передачи (открытая цель) равный 0,92;
h5 — кпд раздаточной коробки на винты валопровода.
ДАВЛЕНИЕ В ШИНАХ принимается несколько больше расчетного и равным:
для передних колес — 1,2 кг/см2,
для задних колес — 1,5 кг/см2.
ПРЕДЕЛЬНЫЙ УГОЛ ОПРОКИДЫВАНИЯ
Тангенс предельного угла наклона (рис. 3).
tg α = 0,5b/z = 0,5х121/63 = 0,96
где: b — ширина колеи в см,
z — расстояние центра тяжести автомобиля от полотна дороги в см.
ОБЩИЕ ДАННЫЕ АВТОМОБИЛЯ-АМФИБИИ
Число мест, включая место водителя, — 2 взрослых.
Вес:
сухой — 402 кг,
в снаряженном состоянии — 430 кг,
с нагрузкой 170 кг — 600 кг.
Распределение веса по колесам с нагрузкой:
на передние колеса — 255 кг (42,5%),
на задние колеса — 345 кг (57,5%).
Наибольшая скорость:
по шоссе — 64 км/час,
по воде — 7 км/час.
КАТЕРА
Вес:
сухой — 287 кг,
в снаряженном состоянии — 315 кг,
с нагрузкой 170 кг — 485 кг.
Наибольшая скорость — 20 км/час.
ДВИГАТЕЛЬ
Марка двигателя — «Ява-350».
Число цилиндров — 2.
Мощность — 16 л. с. при 4500 об/мин.
ШИНЫ
Размер _ 4,5 — 91.
Давление в шинах:
передних колес — 1,2 кг/см2,
задних колес — 1,5 кг/см2.
ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЕ
Номинальное напряжение в системе — 6 в.
Тип и емкость аккумуляторной батареи ЗМТМ-14 — 14 а - ч.
Количество батарей и общая емность — 3 бат. 42 ач.
ПЕРЕДАТОЧНЫЕ ЧИСЛА В СИЛОВОЙ ПЕРЕДАЧЕ
Цепная передача от двигателя к коробке передач — 1,67.
Коробка передач:
на первой передаче — 3,20,
на второй передаче — 2,00,
на третьей передаче — 1,40,
на четвертой передаче — 1,00.
Цепная передача от коробки передач к раздаточной коробке — 1,06.
Цепная передача от раздаточной коробки к главной передаче — 1,60.
Главная передача (дифференциал СЗА) — 2,08.
Суммарное передаточное число при четвертой передаче на колеса — 5,90, на винт — 1,77.
ЕМКОСТНЫЕ ДАННЫЕ
Бак для топлива (бензин А-72 и масло летом АК-10, зимой АК-6 в пропорции 25:1) — 12 л.
Коробка передач (масло АК-10 и АК-6) — 1,5 л.
Ведущий мост (масло АК-10 и АК-6) — 0,25 л.
Ю. ЧУМИЧЕВ,
Москва