«Батарея ППШ»: зачем в бомбардировщик Ту-2 установили 88 автоматов ППШ

История успешных образцов вооружения всегда является результатом десятков и сотен отвергнутых идей, которые, тем не менее, были шагом к успеху. Так, сегодня невозможно представить самолёт-штурмовик без скорострельной автопушки, которая позволяет обрушить на скопления живой силы и бронетехники противника «свинцовый шторм». Но на закате ВОВ путь к этому решению начали с нестандартной конструкции.

«Батарея ППШ»: зачем в бомбардировщик Ту-2 установили 88 автоматов ППШ

Бомбардировщик с пистолетом-пулемётом

В конце 1944 года специалисты ОКБ Туполева задумались о создании штурмовой версии крайне удачного бомбардировщика Ту-2С. Предназначением опытного штурмовика была «охота» за колоннами транспорта и живой силы противника. В ходе работ конструкторы испытали несколько комбинаций вооружения, включая самолёт с двумя 37-мм пушками НС-37, и двумя 45-мм НС-45. А версия Ту-2РШР получила 57-мм автопушку в передней части самолёта. Но самой необычной версией был опытный Ту-2Ш с «батареей ППШ».

«Батарея ППШ»: зачем в бомбардировщик Ту-2 установили 88 автоматов ППШ

Идея установки пистолетов-пулемётов в бомбардировщик принадлежала ведущему инженеру и начальнику бригады вооружения ОКБ. Специалисты предположили, что шквал пуль сможет быть эффективным против пехоты противника.

Ту-2Ш получил специальную платформу, которая размещалась в пустом бомбовом люке. На платформе крепилось 88 пистолетов-пулемётов Шпагина (по 8 ППШ в 11 рядов). Что примечательно, автоматы были вполне стандартными – с дисковыми магазинами на 71 7,62-мм патрон. Главной доработкой стал специальный прицел, который позволял направить 88 стволов, расположенных под углом. При штурмовке лётчик выполнял те же действия, что и при бомбардировке – открывал бомбовый люк, и производил атаку в пикировании. С высоты пистолетный патрон, стремительно теряющий скорость, не мог нанести существенный урон.

«Батарея ППШ»: зачем в бомбардировщик Ту-2 установили 88 автоматов ППШ

В феврале 1946 года систему испытали на опытном Ту-2Ш, который продемонстрировал высокую плотность огня. Правда, в остальном система себя не оправдывала. Во-первых, боекомплект расстреливался за 4-5 секунд, чего едва хватало на пару пикирований. После этого самолёт должен был безоружным возвращаться на длительную перезарядку. Из этого происходил второй минус – система требовала трудоёмкого обслуживания, а нарушения в работе спусковых приводов могли сорвать атаку.

В том же году работы по «пистолет-пулемётному» штурмовику были свёрнуты, а военные пришли к выводу, что дешевле и эффективней будет использовать против живой силы противника малокалиберные бомбы. Так завершилась история одного из самых необычных штурмовиков.