Чуть меньше месяца назад закончилась Международная аэрокосмическая выставка МАКС-2019, традиционно проходящая в России с 1993 года, а у меня только сейчас руки дошли посмотреть фотографии с данного мероприятия, которое, к сожалению, я так и не смог посетить.

Много было на прошедшем МАКСе интересного: и Су-47 "Беркут" показали, и МиГ-1.44 МФИ, а вишенками на этом торте авиационных знаменитостей стали новейшие российские истребители 5-го поколения Су-57, которые радовали зрителей не только стоя на земле, но и летая в воздухе!

Наблюдая за полётами новых "сушек" мне бросились в глаза два "пятьдесятседьмых", которые имели некоторые индивидуальные черты, отличающие их от сородичей. Речь идет об этих истребителях:

Что не так с двумя Су-57, летавшими на МАКС-2019?

С такого ракурса, конечно, разницы между самолётами не увидеть. Она заметна при взгляде на группу самолётов снизу, что прекрасно демонстрирует следующая фотография:

Что не так с двумя Су-57, летавшими на МАКС-2019?
  • Самолёт, обозначенный цифрой 1, имеет немного другие сопла двигателей (да и сами двигатели), отличные от сопел остальных трёх самолётов.
  • Самолёт под цифрой 2 имеет хвостовую балку необычной (более острой) формы, отличной от остальных.

Потратив часы на штудирование интернета, я нашел некоторые ответы. Оказывается, самолет под цифрой 2 является самым первым лётным экземпляром самолёта Су-57, в хвостовую балку которого позже (не сразу) был установлен контейнер с т.н. противоштопорным парашютом:

Что не так с двумя Су-57, летавшими на МАКС-2019?
Выделен контейнер с противоштопорным парашютом

Такие парашюты устанавливаются, как правило, на технику, проходящую испытания. Летчику необходимо понять, как ведёт себя машина в штопоре и возможно ли выйти из него с помощью рулей. На всякий пожарный (чтобы до катастрофы не дошло) ставят такой парашют, который, в случае отсутствия отклика со стороны рулей, выстреливается назад. Самолет перестаёт неуправляемо вращаться и начинает опускать нос вниз, как бы повисая на парашюте. После выхода из штопора парашют отстреливается и пилот продолжает нормальный полёт.

Что не так с двумя Су-57, летавшими на МАКС-2019?
Использование противоштопорного парашюта на испытаниях американского F\A-18.

С самолётом под цифрой 1 все сложнее. На предсерийные прототипы "пятьдесятседьмых" устанавливались двигатели АЛ-41Ф1, которые до этого устанавливались на самолёты Су-35. Я, прямо скажем, по авиационным двигателям не специалист, поэтому отличие между двигателями двух самолётов выделил лишь визуальное:

Что не так с двумя Су-57, летавшими на МАКС-2019?

Двигатели АЛ-41Ф1 внешне отличить несложно. Они выглядят, как на левом самолёте с верхней фотографии. Сопла с управляемым вектором тяги перерастают в продолговатый чёрный корпус (ну или тёмную оболочку), который является отличительной чертой всех двигателей семейства АЛ-41 и АЛ-31.

Что не так с двумя Су-57, летавшими на МАКС-2019?
Вот что я имею ввиду. Фото, предположительно, второго лётного экземпляра

На интересующем же нас самолёте всё это дело выглядит немного иначе:

Что не так с двумя Су-57, летавшими на МАКС-2019?

Я было подумал, что это т.н. "двигатель второго этапа" - секретное "изделие 30", которым собираются в дальнейшем оснастить все серийные Су-57. Ан нет - новый двигатель выглядит немного иначе. Его характерной особенностью является "зубчатое" сопло, отличия которого от сопла АЛ-41Ф1 заметны на следующей фотографии:

Что не так с двумя Су-57, летавшими на МАКС-2019?
Испытание нового двигателя на самолёте Су-57. Дальше от нас - двигатель АЛ-41Ф1, ближе - двигатель "второго этапа", под таинственным названием "изделие 30".

К слову, такой же вид двигателей, что был установлен на третьем лётном экземпляре на МАКСе, встречается и на некоторых других, более поздних летных экземплярах самолёта Су-57.

Короче говоря, долго я изучал всевозможные источники информации, а ответа на этот вопрос так и не нашёл. Знающих людей попрошу написать в комментариях по этому поводу.

Не забудьте поставить лайк после просмотра и подписаться на канал!

Спасибо за просмотр!


Поделись!