Что за цилиндры на корме Т-34. Это не бочки с топливом

Провел небольшой эксперимент. Показал своим друзьям фото танка Т-34-85 и поинтересовался у них, что за цилиндрические баки установлены на корме танка. Из пяти опрошенных только один дал правильный ответ и то, наверное, потому что, он был танкистом и знал ответ заранее.

Остальные предположили, что это топливные баки, но не исключили, что это могут быть баки под масло, воду. При этом, чувствуя в вопросе подвох заявили, что точного ответа не знают, и это может быть что угодно.

Что за цилиндры на корме Т-34. Это не бочки с топливом

Для тех, кто интересуется моделированием бронетехники или хорошо знает историю танкостроения, этот вопрос так же не представляет ничего сложного.

Это шашки БДШ-5 или МДШ для постановки дымовых завес. При этом сразу же стоит оговориться, что приспособления для крепления дымовых шашек можно было использовать для установки запасных баков с топливом или маслом.

Что за цилиндры на корме Т-34. Это не бочки с топливом

Основой для создания БДШ-5 (большая дымовая шашка) послужила МДШ (морская дымовая шашка).

Что за цилиндры на корме Т-34. Это не бочки с топливом

Что за цилиндры на корме Т-34. Это не бочки с топливом

На Т-34-85 системы дымопуска начали устанавливать в 1944 году, и предназначалась она для постановки дымовых завес. Работала шашка в течение 5-7 минут и за это время могла установить дымовую завесу на площади до двух гектаров.

Что за цилиндры на корме Т-34. Это не бочки с топливом

Я не встречал упоминаний о том, что БДШ применялись для сокрытия танка, во избежание прицельного огня противника, но мне попадались упоминания о постановке с помощью танков и штурмовиков Ил-2 дымовых завес, прикрывающих наши наступавшие войска.

Что за цилиндры на корме Т-34. Это не бочки с топливом

Доводилось читать воспоминания танкиста, рассказавшего, что для маскировки своего подбитого танка они применили обычные дымовые шашки, которые имелись в машине и которые выбрасывались через открытый башенный люк.

Что за цилиндры на корме Т-34. Это не бочки с топливом

БДШ-5 устанавливались так же на танках Т-44 и Т-54. Надобность в дымовых шашках отпала после появления новых систем дымопуска, термической дымовой аппаратуры.

Что за цилиндры на корме Т-34. Это не бочки с топливом
Что за цилиндры на корме Т-34. Это не бочки с топливом

Теперь дымовая завеса устанавливалась за счет испарения дизельного топлива под воздействием высоких температур. На освободившееся место вместо дымовых шашек стали устанавливать запасные топливные баки.

Интересным фактом является то, что БДШ-5 обладала плавучестью, и ее можно было использовать для постановки дымовой завесы на воде. После войны на металлических крепежных лентах, с помощью которых БДШ крепились к корме танка, были установлены пиропатроны. Это позволяло в любой момент сбить крепеж, сбросить дымовую шашку и уйти под защиту дыма.