Гидравлические одноковшовые экскаваторы

Прямые лопаты типа ЭГ предназначены для работы на карьерах и в строительстве с крупными объемами перемещения горной массы в качестве выемочно-погрузочных машин, отрабатывающих уступы выше уровня установки, а обратная лопата типа ЭГО (обычно создается на базе ЭГ) — для отработки нижних уступов пород I—II категорий без предварительного рыхления, а в более крепких породах — с полным взрывным рыхлением и
погрузкой горной массы в средства транспорта на уровне своей установки или, что более эффективно, ниже этого уровня.

Все модели ЭГ проектируются в умеренном климатическом исполнении (-40...+40 °С).

При работе прямой лопатой обеспечивается автоматическое горизонтирование режущей кромки ковша и «плавающее» положение рабочего оборудования, исключающее вредное давление на забой от собственной силы тяжести.

Прямые гидравлические лопаты снабжаются челюстными ковшами с нижней разгрузкой, навесными кабельными барабанами и унифицированной комфортной кабиной для экипажа.

Номенклатура карьерных гидравлических экскаваторов производства МК «Уралмаш» предусматривает две базовые модели прямых лопат: ЭГ-150 и ЭГ-350 и их модификации с оборудованием обратной лопаты: ЭГО-150 и ЭГО-350 (табл. 3.7.3).

Гидравлические одноковшовые экскаваторы

ОАО «ИЗ-КАРТЭКС» также готовит к производству гидравлические экскаваторы, унифицированные по ряду гидрооборудования с экскаваторами МК «Уралмаш».

Модель ЭГ-150 оснащаена одной насосной установкой с электродвигателем мощностью 500 кВт, раздаточным редуктором, а ЭГ-350 — двумя аксиально-поршневыми насосами с подачей по 915 л/мин. Максимальное рабочее давление в гидросистеме 30 МПа, тонкость фильтрации шести фильтров с пропускной способностью 6000 л/мин равна 10 мкм. Основная гидроаппаратура — золотники, предохранительные и подпиточные клапаны — смонтирована в едином блоке. На экскаваторе ЭГО-150 используют два дизеля по 330 кВт. Скорость передвижения <1,7 км/ч, преодолеваемый уклон 12°, напряжение питающей сети 6 кВ.

На экскаваторах устанавливают аналогичные насосные установки и, соответственно, блоки с золотниками и гидроаппаратурой. Гидравлическая система управления унифицирована и позволяет управлять экскаваторами с помощью двух гидравлических колонок, установленных в кабине машиниста.

Механизмы поворота и хода имеют электрический привод постоянного тока, а управление осуществляют с помощью ножного электрического командоконтроллера.

На поворотной платформе расположены насосные установки, преобразовательные агрегаты для питания электропривода поворота и хода, узлы гидропривода, механизмы поворота, станции густой и жидкой смазки.

Привод насосов и генераторов осуществляют от высоковольтных асинхронных элек-тродигателей переменного тока. Привод рабочего оборудования гидравлический от силовых гидроцилиндров, привод поворота и хода от электродвигателей постоянного тока. На машине предусмотрено совместное, а также и независимое управление движением рабочего оборудования (ковша, рукояти и стрелы) с плавным регулированием изменения их скоростей в пределах от нуля до максимума.

Опорно-поворотное устройство роликового типа не имеет центральной цапфы.

Ходовая тележка состоит из рамы, привода и гусеничной цепи с гидравлическим натяжным устройством. Привод каждой гусеницы осуществляется от индивидуального двигателя.

Наиболее крупная серийная прямая гидравлическая лопата за рубежом — модель H-655S фирмы Demag-Komatsu (Япония) с ковшом вместимостью 35 и 33 м3 (соответственно прямая и обратная лопаты). Экскаватор комплектуют приводом (дизельным или электрическим) мощностью 2700 кВт. Высота черпания составляет 19,5 м, радиус черпания до 18 м, сила внедрения ковша в забой 2400 кН, сила вырыва ковша 2360 кН. Машина имеет рабочую массу 685 т, в том числе масса ковша составляет 60 т.

Среди зарубежных производителей карьерных гидравлических экскаваторов следует упомянуть также фирмы Hitachi (Япония); Orenstein-Koppel (Германия); Caterpillar, Marion и Hamischfeger (США).