По завершении реакторной кампании топливные сборки передают на хранение. В практике сложился следующий порядок на этой ответственной стадии топливного цикла: выгрузка TBC в приреакторные бассейны выдержки (БВ); перегрузка топлива после 3... 10лет выдержки в отдельно стоящее промежуточное хранилище (ХОЯТ) со сроками хранения 10...30 лет; последующая передача TBC в централизованные (долговременные) хранилища с регламентируемыми сроками хранения до 50 лет.
Выгрузка в БВ осуществляется дистанционно разгрузочно-загрузочной машиной в водонаполненные отсеки, облицованные коррозионно-стойкой сталью. Дефектные кассеты хранят в герметичных пеналах, заполненных водой. Перегрузка TBC в ХОЯТ проводится с использованием внутристанционного вагона-контейнера; режим хранения - «мокрый». Для продолжительно выдержанного топлива разработаны варианты сухих хранилищ, в которых ТВС, помещенные в специальные упаковки, могут безопасно храниться в воздушной атмосфере или в атмосфере инертного газа; герметизированные емкости с топливом должны устанавливаться в железобетонные камеры или в бетонные контейнеры.
Прорабатываются варианты экономного (уплотненного) хранения TBC с использованием в стеллажах коррозионно-стойкой бористой стали вместо обычной (по условиям ядерной безопасности). Это позволит в 1,5 раза увеличить вместимость хранилищ.
Транспортировка облученного топлива за пределы площадки АЭС осуществляется железнодорожным транспортом или по комбинированной схеме, сочетающей наземную перевозку с перевозками специальными судами по воде. Во всех случаях топливные сборки загружаются в надежные контейнеры, обеспечивающие теплосъем и локализацию излучения.
Основными производителями контейнеров для топлива легководных реакторов в мире являются фирмы Transnuclear (серия TN, Франция) и Gesellschaft fur Nuclear Service (модели Castor, Германия).
В России создана серия контейнеров ТК-6 (перевозка TBC ВВЭР-440), ТК-10 (ВВЭР-1000), TK-11 (РБМК), TK-13 (ВВЭР-1000), TK-13М. Упаковочные комплекты рассчитаны на эксплуатацию как при нормальных, так и в аварийных условиях перевозок в диапазоне температур от -50 до +80 °С, при падении с высоты 9 м и попадании в воду на глубину до 15 м. Нормируемая доза излучения на поверхности контейнера менее 2 мЗв/ч (200 мбэр/ч) и менее 0,1 мЗв/ч (10 мбэр/ч) на расстоянии 2 м. Температура кассет при использовании газовой среды внутри контейнера, рассчитанного на тепловыделение до 36 кВт, не превышает допустимой 350 °С, а на наружной стенке контейнера +90°С.
Вместимость существующих контейнеров - от 12 до 24 ТВС, масса контейнера при транспортировке 110... 125 т. Железнодорожный состав в российских условиях включает 8 вагонов-контейнеров, 1 - 2 вагона сопровождения и вагоны прикрытия в начале и конце состава. Стоимость перевозок составляет 20...80 долл, за 1 кг урана.