Главные черты 19 века. Как и откуда появилось наше современное общество

Главные черты 19 века. Как и откуда появилось наше современное общество
Баррикада в Германии в 1848 году, изображение из открытых источников

Прямые последствия Французской революции, которая закончилась в 1797г., были множественны и противоречивы. Период Наполеона Бонапарта ознаменовался с одной стороны наследием революции и безмерными амбициями самого завоевателя с другой. По мере расширения владений Бонапарта на большую часть Европы, на данные территории также распространялся гражданский «Код Сивиль» или Кодекс Наполеона, стандартизируя юридическую систему. Наполеон со своими маршалами и членами семьи, которых он посадил на троны Европы, олицетворяли собой подъем одаренной элиты скромного происхождения; даже самый простой солдат «имел в своем рюкзаке предметы маршала». Однако в то же самое время общество империи не смогло сформулировать свою идентичность и вместо этого продолжало в степени доходившей до карикатурности копировать любовь к титулам и знатности, сохранившуюся из прошлого режима.

Под влиянием революционных настроений, нации Латинской Америки начали свою борьбу за свободу под началом Симона Боливара в начале 19ого века, однако она часто заканчивалась военным правлением или жесткой диктатурой. В Европе силы «реакции» - противники социального прогресса – смогли повернуть колесо истории, свергнув Наполеона в 1814-1815гг. Правители с железными скипетрами, такие как австрийский князь фон Меттерних в западной и центральной Европе и русские цари в восточной Европе, пытались искоренить стремления к свободе и демократии путем цензуры прессы, запрета на публичные собрания и усиленным военным присутствием.

Главные черты 19 века. Как и откуда появилось наше современное общество
Представители среднего класса эпохи бидермайер, изображение из открытых источников

Подъем «культуры среднего класса»



Девятнадцатый век считается веком расцвета буржуазии или среднего класса. Находясь под впечатлением от революционного террора, жесткого правления реакционеров и провала попыток достигнуть национального единства, большая часть европейского среднего класса сконцентрировалась на личной жизни. Его фундаментально аполитические взгляды были отражены в романтическом и бидермейерском стилях, которые предлагали идеал скромной, приятной и морально консервативной семейной жизни. Влияние этой строгой в вопросах нравственности и морали социальной модели продолжалось и в викторианскую эпоху. Движения за свободу, продолжавшие возникать от времени к времени, такие как революции 1830г. и 1848-1849гг., не смогли достигнуть серьезных результатов.

Новая ориентация на личные ценности, тем не менее, привела к подъему культуры среднего класса. Повлекшая далеко идущие изменения «демократизация» и рост значения личного анализа возникли из домашнего комфорта, стиля одежды и популярности образовании, общего вкуса людей. За исключением богатого класса торговцев, люди больше не считали дворянство и королевские дворы образцами для подражания, стиль жизни которых стоило копировать. Не смотря на отсутствие эффективных форм политической организации, эта ранняя буржуазная культура уже имела характерное балансирование между индивидуальной свободой и конформистским отождествлением с одним из классов. Образовательные общества и группы по интересам этого времени обычно стремились к ограниченным целям без «глобального видения», в то время как наиболее преуспевавшие граждане либо поддерживали существующий политический режим , либо смирялись с ним.

Главные черты 19 века. Как и откуда появилось наше современное общество
Рабочие 19 века, изображение из открытых источников

Индустриализация и вопрос рабочего класса

Социальная действительность этого времени резко отличалась от провозглашенного спокойствия среднего класса. Большие мануфактуры, особенно в текстильной отрасли, возникали уже в 18-ом веке, а в 19-ом веке магнаты, занимавшиеся предпринимательской деятельностью, уже строили огромные фабрики, в частности для переработки железа и стали. Интенсивно шла добыча каменного угля с применением новых технологий, таких как паровой двигатель и железная дорога. Новые трудовые отношения привели к уничтожению традиционных ремесленных мастерских и массовому переселению необразованной рабочей силы из глубинки в города. Рабочие массы были истощены тяжким трудом, начинавшимся с раннего детства, отсутствием социальной системы защиты, жили в жалких условиях как городской пролетариат и едва выживали на заработанные средства. Дворянство и обеспеченный торговый класс отказывались наделять политическими правами эту группу населения, принимая лишь сомнительные шаги для улучшения их жизненных и трудовых условий. Только после 1850г. в результате несколько раз повторившихся забастовок, которые часто подавлялись жестоким образом, и организации рабочих в социалистические партии, союзы, и «образовательные ассоциации», правительство и церковные лидеры осознали, что они больше не могут игнорировать «вопрос рабочего класса». Опасаясь социалистического бунта, большинство стран предоставила основные права рабочим. Например, в Германии был принят закон социальных гарантий Бисмарка. В 1880-ых годах социалисты выиграли несколько мест в европейских парламентах, где они сформировали уверенную оппозицию.

Век идеологий

В 1800-ых годах зародились корни социальных идеологий, жесткие ростки которых оставили свой след в следующем столетии. Европейский национализм развился из революционных освободительных движений, боровшихся за доминирование при Наполеоне. В некоторых государствах, таких как Германия и Италия, эти движения достигли национального признания. Однако примерно к середине столетия эти движения начали выказывать крайне-правые, консервативные и часто анти-семитские черты. Либерализм, поддерживаемый некоторыми представителями среднего класса, боролся за экономическую свободу, свободную торговлю, демократию и сведение к минимуму власти правительства. В это время появились еще две идеологии, имевшие научное основание: марксизм и социальный дарвинизм. Карл Маркс и Фридрих Энгельс попытались объяснить течение мировой истории законами экономического развития и конфликтом между социальными классами, который должен был привести к свободному коммунистическому обществу, в котором рабочие владели бы орудиями производства. Социальный дарвинизм применял взгляды Чарльза Дарвина на эволюцию к человеческому обществу, предполагая, что каждое действие возникает из беспощадной конкуренции за выживание, победу в которой одерживают лишь сильнейшие индивидуумы. Идея социально дарвинизма была использована Фридрихом Ницше в его еще более радикальной концепции «воля к власти», имевшей далеко идущие последствия.







Следующее: Главные вехи истории первобытного человека

Предыдущее: Главные вехи истории первобытного человека



Поделиться!