Интересные факты о первых плавучих монстрах

Броненосец XIX века можно с полным основанием считать квинтэссенцией линейного корабля. Во-первых, это самое мощное средство флота на тот момент; во-вторых, большинство первых броненосцев переделывалось из деревянных линкоров; в-третьих, тогда в мире не существовало ничего сложнее боевого корабля. И броненосцы точно содержали в себе все передовые технологии своего времени. Можно с уверенностью утверждать, что не было в XIX веке механизма более продуманного, чем большой боевой корабль, предназначенный для морского боя в линии.

Многие знают о первом бое в мире, происшедшем между двумя рукотворными монстрами во время войны Севера и Юга. По этой причине бытует расхожее мнение, что родиной этого корабля как класса является Америка. Кто-то помнит об английском цельнометаллическом "Воине", установленном теперь на вечную стоянку в Портсмуте. Но на деле первенство воплощения идеи броненосного корабля не принадлежит ни той, ни другой стране. На самом деле первые броненосцы появились во Франции. Это, конечно, если не вспоминать уж совсем средневековую экзотику вроде кораблей-черепах корейской династии Чосон. Разговор пойдет о вполне зрелых проектах, а не прототипах.

Интересные факты о первых плавучих монстрах
Знаменитый бой между "Монитором" северян (слева) и "Вирджинией" конфедератов в марте 1862 года. Художник: Lukasz Kasperczyk

К началу XIX века стало ясно, что парус в конечном итоге проиграет пару. Какое-то время применение машин в военно-морском деле тормозило отсутствие вменяемой концепции движителя (все же колесо слишком уязвимо для артиллерийского обстрела), но быстрые успехи винтовых кораблей убрали все сомнения.

Сложно обстояло с артиллерией. Бомбические пушки Пексана шансов деревянному флоту не оставляли. Для отправки на дно линейного красавца из дерева гарантированно хватало пары десятков таких попаданий – меньше одного бортового залпа. Собственно, опыт Синопа все продемонстрировал. Но и с железными корпусами не все выходило гладко. Проведенные опыты обстрела бронеплит показали, что тонкая броня пробивается ядрами, а толстая трескается, причем в заброневое пространство летят осколки брони, а их поражающая способность даже выше, чем у снаряда при пробитии защиты.

Англичане как-то сильно задумались над новой проблемой старого взаимодействия брони и снаряда, а французы лихорадочно принялись искать лекарство. Для начала решили опробовать методику на плавучих батареях "Лавэ", "Девастасьен", "Тоннат". Кораблики вышли небольшие и потому дешевле полноценного морского судна. Кроме того, их как бы специально не строили – на старые деревянные корпуса повесили броню в 60 мм, все лишнее сверху посрезали, а пушек дали не много, но большого калибра. Тут и война с Россией случилась весьма кстати. И кораблики эти отправили повоевать.

Интересные факты о первых плавучих монстрах
Первенец - первый русский броненосец (на деле - плав. батарея), изготовленный в 1863 году на английских верфях

Надо сказать, что переход для них оказался куда опаснее, чем сама война. Мощности машин не хватало, с мореходностью тоже были проблемы. Но худо-бедно до нужного места они добрались и показали себя прекрасно. Форт Кинбурн расколотили, сами же остались невредимыми, хотя попаданий получили немало. Так стало ясно, что броня на деревянной основе штука в целом неплохая и довольно стойкая к разным повреждениям.

В результате, как только прекратили воевать на Черном море, основные морские державы принялись придумывать уже полноценные броненосцы. И тут сама ситуация нашептала выход. Тогда Франция и Англия применяли любопытную схему поддержания боеспособности флота. Закладывалось несколько военных кораблей, но достраивались и оснащались они не сразу. Часть корпусов и килей числились в резерве, как бы на консервации. Им не требовался экипаж, а затраты на хранение не превышали адекватных сумм. Следовательно, эксплуатационные расходы таких посудин стремились к возможному минимуму. И если требовалось, то в короткий срок имелась возможность запустить всю программу в полную силу и получить резкое наращивание морских сил. Вот эти-то долгострои, в общем-то, в первоначальном проекте совсем бесполезные как боевые единицы, и решили пустить в дело, навесив на них броню и разместив в недрах паровую машину. Артиллерию разместили как умели – батарейно. А для экономии веса и сохранения мореходности срезали лишние палубы и надстройки.

По такому пути двинулись и французы, и англичане. Но первым оказался француз "Глуар" (Слава). Также Франция заложила первый в мире полностью металлический броненосец (тогда их еще называли "панцирными судами" а термин "броненосец" возник позднее), но Англия, затеяв строить такой же корабль заметно позднее (им стал "Уорриор"), эту гонку выиграла – на материке оказалась менее продвинутая промышленность, так что возникла проблема с катанными листами нужного габарита.

Интересные факты о первых плавучих монстрах
Тот самый - спущен на воду в 1859 году

Правда, при менее развитой промышленности и не таких обширных колониях, как у Британии, Франция все же в чем-то смогла обставить соседа. Во-первых, ее пушки оказались чуть лучше соседских, а еще они додумались до создания мягкой брони (позднее ее назовут "вязкой"), которая при попадании снаряда давала с обратной стороны минимум сколов и, следовательно, лучше сберегала заброневое пространство.

Таким образом, первыми броненосную моду задали французы, так что даже сформировался особый тип корабля "французской школы", на который потом ориентировались многие державы.

Паровая машина обычно двухцилиндровая, горизонтальная. Позднее от такой установки откажутся из-за малой экономичности, но в тот момент такое расположение обеспечивало максимальную защиту – машинное отделение получалось упрятать ниже ватерлинии.

Интересные факты о первых плавучих монстрах
"Warrior" в 1861 году - ответ англичан

Размещение артиллерии батарейное, как на прежних парусных кораблях. Правда, теперь пушки ставили на одной палубе и только пару вспомогательных орудий размещали на верхней палубе. С которой, кстати, убирали все лишнее.

Парусное вооружение оставили как дополнительный движитель, но в качестве боевого его не расценивали. В бою полагались на пар. Кстати, трубу старались сделать складной – чтобы снизить вероятность боевого повреждения.

Броневой пояс идет вдоль всего корабля, заходя примерно на 2 метра ниже ватерлинии. Сверху корабль позднее еще прикрыли бронепалубой, спрятанной под деревянным палубным настилом, а по нижней кромке бронепояса пустили еще и тонкую (ее называли "отражательной") броневую перегородку для защиты днища от осколков на случай пробития основного пояса.

Интересные факты о первых плавучих монстрах
Композитная броня некоторых броненосцев XIX века. Первый ряд: Le Gloir (1859), Warrior (1861), Lord-Clyde (1864). Второй: Hercules (1868), Monarch (1868), Thunderer (1872)

Изначально французские броненосцы имели выраженный завал бортов внутрь. По принципу крепостного гласиса или позднее рациональных углов установки таковой брони – расчет на рикошет. Но впоследствии сообразили, что при пробитии корпуса и подтоплении части отсеков корабль быстро терял плавучесть – объем-то, обеспечивающий эту самую плавучесть, уменьшался.

× Поддержите подпиской наш телеграм-канал: @battlez

Интересно, что качество корпусов броненосцев смешанной конструкции из дерева и железа (а их еще продолжали спускать чуть ли не до конца столетия) сильно зависело именно от дерева. Плохая древесина оказалась совершенно непригодна – менее чем за десятилетие суда приходили в полную негодность, и их списывали. Но при нормальном качестве леса живучесть выходила выдающаяся. Некоторые из броненосцев 1860-х продержались на плаву (не как боевые, но как вспомогательные и учебные) до 1932 года! Это ли не пример качества и долголетия?

Обязательно делитесь статьей и ставьте "пальцы вверх", если она вам действительно понравилась!
И не забывайте подписываться на канал - так вы не пропустите выход нового материала.


Следующее: Как Рудольф Гесс помог Гитлеру стать фюрером

Предыдущее: Какие слова ни в коем случае нельзя произносить в русской тюрьме



Поделиться!